«Садомазохисты из потустороннего мира» (Sadomasochists From Beyond The Grave) – так, по первоначальной задумке Клайва Баркера, должен был называться фильм, положивший начало культовой серии «Восставший из ада». Известная своими жуткими кровавыми сценами и широкой мифологией, франшиза стала одним из самых ярких явлений в хорроре конца прошлого века. И подарила фанатам настоящую икону жанра – демона-сенобита Пинхеда. Сегодня мы проследим историю развития франшизы от первоисточника и до наших дней.
Первоисточник
Начало истории положила повесть Клайва Баркера «The Hellbound Heart», опубликованная в антологии создателя «Песни льда и огня» Джорджа Мартина «Night Visions 3» в 1986 году. Сюжет повести послужил основой для первого фильма серии и заложил основы ее мифологии – представил шкатулку Лемаршана, с помощью которой можно открыть врата в мир ада, а также хозяев преисподней – сенобитов (словом «cenobite» описываются члены монашеского религиозного ордена). В кино численность сенобитов значительно увеличилась, но главный демон, Пинхед, в каноничном исполнении британского актера Дага Брэдли, стал настоящим символом франшизы и появился во всех без исключения частях (хотя в последних роль перешла к другим актерам). Позже Пинхед появился и в другом романе Баркера – «Алые Евангелия» (The Scarlet Gospels), увидевшем свет в 2015 году.
Восставший из ада (Hellraiser), 1987
Юная Кёрсти и предположить не могла, чем обернется для ее отца и его новой жены переезд в дом, ранее принадлежавший их семье. Ведь на чердаке злополучного особняка нашел свою смерть дядя Фрэнк, связавшийся с кошмарными демонами-сенобитами в обмен на «мучительные наслаждения», и теперь он хочет любой ценой вернуться в мир живых, для чего ему требуются человеческие жертвы.
«Восставший из ада» по всем правам считается одним из ярчайших представителей не только хоррор-экранизаций (причем достаточно близких к тексту, ведь срежиссировал фильм сам Клайв Баркер), но и жанра киноужасов в целом. Этому поспособствовало удачное сочетание сразу нескольких важных факторов: и профессиональная операторская работа, и удивительно «ровный» сценарий, и отличная игра актеров, и предельно жуткие и жестокие сцены. Словом, этим шедевром остается лишь восхищаться, и его лучше один раз увидеть, чем сто раз о нем услышать. Причем, картина до сих пор практически не устарела и впечатляет в наши дни не меньше, чем в год своего рождения.
Восставший из ада 2 (Hellraiser 2: Hellbound), 1988
Лента начинается там, где заканчивается первая часть. Кёрсти попадает в психиатрическую лечебницу, главный врач которой немало заинтересован в исследовании дьявольской шкатулки Лемаршана. С ее помощью он возвращает из ада злобную мачеху Кёрсти, Джулию, но у этой коварной женщины имеются свои собственные планы, в числе которых господство в загробном мире.
В целом сиквел, выпущенный годом позже, развивается в лучших традициях, заданных первым фильмом. Он старательно использует его наиболее удачные находки, в том числе и жуткий кровавый боди-хоррор, а также преумножает основные достоинства. Зритель узнает больше о Кёрсти и ее неприятельнице, прогуляется по аду и еще раз посмотрит на зловещих сенобитов (пока еще остающихся сугубо персонажами второго плана). Но иногда подобное повторение уж слишком режет глаз, да и местами зрелище кажется слегка наигранным. Тем не менее, второй фильм удался, и в качестве ответа на все вопросы, оставшиеся после первой части, он выглядит более чем удачным.
Восставший из ада 3: Ад на земле (Hellraiser 3: Hell On Earth), 1992
В погоне за сенсационным материалом, способным спасти ее стремительно затухающую карьеру, журналистка Джоан Саммерскилл открывает для себя историю о загадочной шкатулке, с помощью которой можно открыть двери в иное измерение. Вскоре она узнает, что такую возможность уже использовал владелец местного ночного клуба, в котором один за другим начинают пропадать постояльцы. И уже скоро могущественный демон Пинхед окажется в нашем мире, собрав вокруг себя новую свиту.
Здесь франшиза о сенобитах впервые, но окончательно и бесповоротно сворачивает с дороги мрачного хоррора и несется по обочине, называемой «темное фэнтези». Да-да, именно в это русло режиссер Энтони Хикокс пустил третьего «Восставшего из ада». От первоначальной идеи Баркера в фильме практически ничего не осталось, но смотреть «Ад на земле» от этого не менее интересно. Оттенок «трешевости» для серии оказался к лицу, отчего ее стало проще сравнивать с другой историей, эволюционировавшей от хоррора к черной комедии, – «Кошмаром на улице Вязов». Зато, несмотря на глуповатый и сильно спотыкающийся ближе к финалу сюжет, здесь на переднюю «злодейскую» позицию выведен уже сам Пинхед, и Даг Брэдли наконец-то раскрывает свой недюжинный актерский талант в полной мере. Такого бенефиса иконы хоррора поклонники жанра точно заслужили!
Восставший из ада 4: Кровное родство (Hellraiser IV: Bloodline), 1996
В будущем, среди бескрайних просторов космоса, дальний потомок создателя адской шкатулки призывает из ада Пинхеда, чтобы лично отомстить за жестокую гибель своих предков. Но планы мстителя разрушает неожиданно нагрянувший отряд коммандос, а главарь сенобитов вновь оказывается на воле. Заодно рассказывается история создания кошмарного артефакта и незавидной участи архитектора, в чьи руки он попал в Нью-Йорке 1996 года.
Четвертый фильм погнался сразу за двумя зайцами – логически продолжил историю третьей части, и при этом довольно сильно «оттолкнул» мифологию серии как вперед, так и назад во времени, расставив все точки над i в основном сюжете. Действительно, «Кровное родство» изящно завершает канон, обрисовав начало истории о демонической шкатулке и показав ее завершение. И пусть сценарием вновь занимался Питер Аткинс, традиционно отлично прописывающий первую половину фильма и весьма слабо – вторую, картина смотрится на одном дыхании и прекрасно дополняет вселенную сенобитов.
Восставший из ада 5: Преисподняя (Hellraiser: Inferno), 2000
На этот раз с кровавыми бесчинствами сенобитов сталкивается детектив Джозеф Торн, расследующий дело об убийстве своего старого друга. По неосторожности открыв портал в адский мир, Торн начинает все глубже погружаться в загадочную историю, пока проклятие сенобитов искажает его собственную жизнь.
Интересное наблюдение состоит в том, что с годами пятая часть только прибавила в любопытности. Все из-за ее режиссера, на тот момент малоизвестного дебютанта Скотта Дерриксона, который ныне является известным постановщиком таких успешных хорроров, как «Шесть демонов Эмили Роуз», «Синистер» и «Избави нас от лукавого». Однако с «Преисподней» серия лишилась своего главного покровителя – Клайва Баркера, и фильм был выпущен прямиком для домашнего проката, минуя кинотеатры.
Восставший из ада 6: Поиски ада (Hellraiser: Hellseeker), 2002
«Поиски ада» продолжают историю Кёрсти, прервавшуюся во второй части. Рассказ ведется от лица ее мужа Тревора, который вместе с женой попадает в жуткую автокатастрофу. Месяц спустя, он приходит в себя на больничной койке и обнаруживает, что его супруга пропала, а ему временами становится сложно отличить реальность от галлюцинаций, в которых его мучает демон Пинхед.
Кроме наличия Эшли Уильямс, перекочевавшей прямиком из оригинального фильма и его сиквела, «Поиски ада» на деле мало что связывает с серией. Немудрено, ведь оригинальный сценарий и не имел ничего общего с «Восставшим из ада», пока его не перекупила студия Dimension и не вписала в относительно прибыльную франшизу. Причем сценарий этот был написан настолько слабо, что Дагу Брэдли пришлось лично подправить диалоги с участием своего персонажа. Поэтому немудрено, что картина, как и предшественник, была выпущена сразу на видео и удостоилась нелестных отзывов критики.
Восставший из ада 7: Армия мертвецов (Hellraiser: Deader), 2003
Американская журналистка Эми Кляйн прибывает в Румынию, чтобы узнать подробности сенсационного материала о воскрешении людей из мертвых, которым занимается некто по имени Уинтер. В процессе поисков девушка обнаруживает шкатулку Лемаршана и невольно активирует ее, призвав сенобитов. Вскоре Эми понимает, что и деятельность Уинтера неразрывно связана с ужасными делами потустороннего царства.
Еще одна часть «Восставшего из ада», поставленная Риком Бота, и еще один первоначально не имеющий никакого отношения к баркеровской истории о «садомазохистах из потустороннего мира» сценарий, измененный под влиянием купившей его студии. Одновременно со съемками «Армии мертвецов» готовилась и следующая часть, «Адский мир», а поэтому небрежность съемки и откровенная сырость некоторых эпизодов здесь видна невооруженным глазом.
Восставший из ада 8: Адский мир (Hellraiser: Hellworld), 2003
Ад становится еще ближе к миру людей. Теперь проходом служит популярная онлайн-игра, лучшие участники которой получают шанс попасть на закрытую вечеринку «для избранных», где счастливчикам сулят неземные наслаждения. Вот только истинные мотивы хозяина особняка, в котором проводится мероприятие, куда более мрачны и жестоки, чем кажется на первый взгляд.
Последняя на сегодняшний день часть серии, в которой принял участие знаменитый Даг Брэдли, – и уже на этом этапе актер признавался, что прекрасно осознавал глупость сценария и слабость постановки, но отказываться было уже поздно. Зато в «Адском мире» можно отметить ветерана Лэнса Хенриксена и двух современных звезд – Кэтрин Уинник из сериала «Викинги» и Генри «Супермена» Кавилла. Однако такой состав не смог спасти ленту от участи быть оплеванной широкой аудиторией, после чего о «Восставшем из ада» на несколько лет забыли.
Восставший из ада: Откровения (Hellraiser: Revelations), 2010
Главные герои «Откровения» – молодые парни Стив и Нико – путешествуют по Мексике в поисках экзотических развлечений. Во время одной из пьяных вечеринок друзья внезапно пропадают, а их родители получают жуткую видеозапись с последними моментами жизни их чад. Тем не менее, год спустя, Стив возвращается к жизни и захватывает две семьи – свою и своего друга – в заложники с требованием, чтобы его сестра (по совместительству подружка Нико) собрала шкатулку-головоломку и тем самым обрекла себя на адские муки вместо него.
«Скучный», «дурацкий», «неинтересный», «тупой» – это самые легковесные синонимы, которыми критики и зрители одарили фильм Виктора Гарсии. Причина появления этого «урода» в семье «Восставших из ада» вполне понятна: Dimension попыталась выжать последние соки из франшизы, прав на которую в скором времени лишалась. Пожалуй, самым ярким знамением неудачи стало то, что от участия в фильме после прочтения сценария отказался Даг Брэдли, а роль Пинхеда впервые отошла другому актеру – Стефану Смиту Коллинзу. Попытки последнего раскрыть образ могущественного сенобита разбились о полное отсутствие харизмы и крайне неподходящую для подобного образа внешность. Разве можно бояться демона, который похож на резинового пупса? Самый слабый фильм серии был показан в одном-единственном кинотеатре, после чего перекочевал на DVD, где и остался в заслуженном забвении.
Левиафан: История «Восставшего из ада» и «Восставшего из ада 2» (Leviathan: The Story of Hellraiser and Hellbound: Hellraiser II), 2015
Документальный фильм «Левиафан», поставленный в 2015 году Кевином МакДонахом, приоткрыл завесу тайны над интереснейшими подробностями создания первой и второй части «Восставшего из ада». Средства на съемку собирались при содействии поклонников фильма на платформе Kickstarter. В создании приняли участие самые важные для франшизы люди – сценарист Питер Аткинс, актеры обоих фильмов, конечно же, Даг Брэдли и его соратники-сенобиты. Однако, к большому сожалению, от комментариев отказались Эшли Лоуренс и сам Клайв Баркер – по признанию обоих, им просто надоело обсуждать эту киносерию.
Восставший из ада 10: Приговор (Hellraiser: Judgment), ?
Выход разрабатываемой десятой серии, запланированный на март 2017 года, по неизвестным причинам отложился на неопределенное время, но фильм определенно уже был частично отснят. По сети гуляют кадры с Полом Т. Тейлором в роли Пинхеда (Даг Брэдли от возможности вернуться предпочел вновь вежливо отказаться) и новыми сенобитами. Главную роль исполнила звезда первого «Кошмара на улице Вязов» Хезер Лангенкамп, а поставил «Приговор» гример Гэри Дж. Танниклифф, воплотивший в «Адском мире» образ одного из сенобитов и написавший сценарий к «Откровению». Сюжет расскажет историю детективов, ищущих серийного убийцу, но вместо этого обнаруживших нечто куда более могущественное и пугающее.
Ремейк
Как и большинство знаменитых хоррор-франшиз, серия «Восставший из ада» была одним из кандидатов на современный перезапуск. Причин для подобных ожиданий было предостаточно. Пусть первый фильм до сих пор не потерял своего мрачного очарования, ему еще есть, что нарастить с точки зрения спецэффектов. Более того, с идеей возрождения серии согласился сам Клайв Баркер и даже вызвался написать сценарий. Первоначально режиссировать ремейк должен был француз Паскаль Ложье («Мученицы»), но позже он покинул проект, и Баркер решил лично занять режиссерское кресло – совсем как в 1987-м! Однако, по состоянию на март 2017 года, готовый скрипт был отправлен в студию Dimension, а обратный отклик так и не получен.
А также…
Культовое явление непременно находит отражение практически во всех аспектах культуры. Не стало исключением и творение Баркера, заглянувшее на самые разнообразные территории. В 1989 году в Москве была основана советская thrash metal-группа «Hellraiser», выпустившая четыре альбома. К сенобитам отсылался популярный комедийный хоррор «Хижина в лесу», мультсериалы «Симпсоны», «Гриффины», «Южный парк» и «Робоцып», а Пинхед стал одним из играбельных персонажей файтинга «Terrordrome: Rise Of The Boogeyman». Книжная серия получила продолжение в виде комикса от издательства Epic Comics, принадлежащего Marvel, а также антологии рассказов и документального романа о создании фильма.
Несмотря на временное затишье, история «Восставшего из ада» однозначно будет продолжаться. На смену старым сенобитам придут новые, герои будут вновь и вновь открывать шкатулку Лемаршана и ломать хрупкую границу между нашим миром и чертогами ада. А зрители будут с удовольствием ждать очередного витка этой культовой саги, рожденной воображением одного из лучших хоррор-писателей.
Комментариев: 0 RSS