DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПИЛА. ДЖОКЕР

Феномен смерти

О дивный тленный мир. Когда смерть — дело жизни/ All the Living and the Dead: From Embalmers to Executioners, an Exploration of the People Who Have Made Death Their Life’s Work

Автор: Хейли Кэмпбелл

Жанр: документалистика

Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Серия: Страшно интересно

Год издания: 2023 (в оригинале – 2022)

Перевод: В. Горохов

Похожие произведения:

  • Тодд Харра «Тайная жизнь морга»
  • Мэри Роуч «Кадавр. Как тело после смерти служит науке»

Задумывались ли вы о смерти? Нет, не в религиозном или спиритуальном значении, хотя и этот аспект важен. Речь о практической стороне. Смерть окружает нас: присутствует в кинематографе, литературе, музыке; проскальзывает в ленте социальных сетей, газетных заголовках. Несмотря на это, среднестатистический человек не привык вглядываться ей в лицо: как правило, столкнувшись с потерей близкого или несчастным случаем, мы стыдливо отводим глаза. Но у каждого правила есть исключения. Неизвестные, незнаменитые, невоспетые люди. «Бойцы невидимого фронта» ежедневно копают могилы, выводят следы крови, забирают тела (а иногда только лишь части), изучают умерших, чтобы продлить время живым и многое другое. Именно об этих людях, их философии и мировоззрении, загробных отраслях и их механиках рассказывает «О дивный тленный мир». Прольёт свет на то, что остаётся в тени, поможет понять тех, кто сделал смерть делом жизни.

Автор книги, журналистка Хейли Кэмпбелл – личность неординарная. Уже с малых лет она столкнулась с отвратительной изнанкой реальности. Всё дело в её отце. Эдди Кэмпбелл – известный британский художник, работавший в 80-х с культовым сценаристом Аланом Муром над графическим хитом «Из Ада», к делу подошёл серьезно. В то время маленькой Хейли приходилось по всему дому наблюдать распечатанные фото мёртвых проституток с мест преступления, кадры из морга, а также вдохновляющие зарисовки одиозного папы на подобную тематику. Этот случай, да еще кончина подруги обратили внимание и разбудили любопытство будущей журналистки. Феномен смерти, всеобщее замалчивание неприглядных подробностей захватывал девушку всё больше с каждым годом. По признанию автора, долгое время она боролась с собой – писала о чём угодно: боксе, выставках, социальных проблемах, но не о самом желанном. Запретный плод сладок, и с годами Хейли всё чаще возвращалась к идее создать документальное исследование о смерти и её воздействии на социум. Круг замкнулся – так началось путешествие британской журналистки в загробную Одиссею.

Концепция «Тленного мира» проста и понятна: Хейли берёт интервью у тех, кто каждый день работает со смертью и просит показать, что и как они делают. Цель – получить незамутнённый, лишённый поэзии и романтики образ смерти. Однако главенствующую роль играет социальный элемент – автору важно узнать и донести до читателя, какую роль в жизни подобных людей играет отношение социума к смерти, какой фундамент закладывает для их дела. Главные герои книги служат экскурсоводами для любознательного читателя, познакомят с новыми отраслями, например, современной крионикой, или позволят взглянуть под неожиданным углом на старые. А гиды и правда интересные: от могильщика до самого настоящего палача, от оператора крематория до директора паталогоанатомической службы. Может, интересен создатель посмертных масок? Похоронный агент? Книга преподнесёт немало сюрпризов на любой специфический вкус.

Важно понимать, что это не научная литература и даже не научпоп. За техническими деталями и подробностями здесь — не по адресу, хотя занимательные факты для пополнения кругозора в наличии. Наиболее неприглядные подробности, сцены нарочито опускаются, пусть даже иной раз автор позволяет во всех красках описать ту или иную процедуру ради шок-эффекта. Слабонервные и впечатлительные – на свой страх и риск. Стоит отметить также богатый список примечаний и дополнительной литературы, который позволит продолжить путешествие самым ненасытным до знаний читателям.

Книга наполнена философскими размышлениями, столкновениями мировоззрений, социальных конфликтов. После того, как герои расскажут про свой род деятельности, разговор всегда уходит в психологическое русло. Вечный вопрос: Что может привлечь человека к подобному роду деятельности? А что мотивирует продолжать? Тяжело ли проводить большую часть жизни с мертвецами? Именно эти личные истории и притягивают внимание больше всего. Подкупает игра контрастов, внутренних противоречий. Забавно следить за рассказом человека, который не один десяток лет копает днём и ночью могилы усопшим, но сам суеверно до карикатурности боится одиночества в гробу после смерти. Можно посочувствовать палачу, который сплетает сложную систему психологической защиты, направленную на то, чтобы снять с себя ответственность за десятки убитых, пусть и преступников, лишь бы не остаться один на один с неприглядной правдой. Нашлось место даже для личной эмоциональной драмы самой Хейли Кэмпбелл. Легко заметить, как девушка меняется с каждой главой, в определённый момент даже ломается и выбывает из игры, но всё-таки собирается с силами и доводит до конца свой magnum opus уже совершенно другим человеком.

Несмотря на мрачную тематику и «чернушность» некоторых глав, «О дивный тленный мир» несёт оптимистичный посыл. Книга терпеливо объясняет голосами совершенно разных людей, что смерть – процесс естественный и неотвратимый, а пока лучше сосредоточиться на живых, помогать по мере возможности близким и нуждающимся. Мёртвые не пугают, но наставляют и обращают внимание на ценность человеческой жизни, словно отбрасываемая тень подчёркивает солнечный свет. Своим исследованием Хейли Кэмпбелл выполнила журналистский долг, обратив внимание на весьма щепетильную проблему, сфокусировавшись на незаметных, незаслуженно забытых специалистах. Намеренно или специально, справилась и с долгом человеческим, подарив надежду и утешение всем, кто когда-либо столкнулся с болью утраты.

Memento Mori, дорогой читатель.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)