Охотник за разумом. Схватка / No Man of God
США, 2021
Жанр: драма, религия, триллер
Режиссер: Эмбер Роуз Сили
Сценарий: К. Роберт Каргилл
В ролях: Элайджа Вуд, Люк Кирби, У. Эрл Браун, Алекса Палладино, Роберт Патрик, Гилберт Овуор
Похожие фильмы:
- «Молчание ягнят» (1990)
- «Потрошитель» (2002)
Независимое кино нечасто попадает в широкий прокат, поскольку не имеет столько денег на маркетинг, как блокбастеры. Однако оно часто интереснее и умнее голливудского масскульта, лишним доказательством чего служит работа Эмбер Роуз Сили «Охотник за разумом. Схватка», оригинальное название которой можно перевести как «Человек не бог».
Публика любит фильмы про маньяков, испытывая непреодолимую страсть пощекотать себе нервы. Поэтому неудивительно, что дистрибьюторы рекламировали ленту Роуз чуть ли не как новое «Молчание ягнят». Хотя по жанру это драма, основанная на опыте общения аналитика ФБР Билла Хагмайера и знаменитого серийного убийцы Теда Банди, который в заключении сотрудничал с органами правопорядка, составляя психологические портреты преступников.
Именно эта история вдохновила популярного романиста Томаса Харриса на создание зловещего образа доктора Ганнибала Лектора, отличавшегося изощренным умом и тягой к играм в кошки-мышки с посетителями. Тед Банди имел высокий интеллект и исключительные аналитические способности. Это отметил и судья по его делу Эдвард Коварт: Банди мог стать уважаемым юристом или психологом, в общем, полезным членом общества, но он выбрал путь маньяка и вошел в историю именно в таком качестве.
Режиссер Эмбер Роуз Сили и сценарист К. Роберт Каргилл (он известен своим сотрудничеством с постановщиком Скоттом Дерриксоном) серьезно подошли к делу и сняли вдумчивую драму с религиозным подтекстом. Никаких сцен насилия в фильме нет, а немногочисленные флешбеки из прошлого Банди показывают его тщательную подготовку к преступлениям, но не сами убийства. Исходя из этого, фильм едва ли будет интересен тем, кто ждет захватывающий триллер, — скорее им следует обратиться к другой независимой работе «Потрошитель», вышедшей в 2002 году.
Отношения Билла Хагмайера и Теда Банди далеки от войны умов. Билл, позже ставший одним из лучших специалистов по серийным убийцам, был верующим и смотрел на Банди не только как на преступника, чье мышление ему надо понять, но и как на человека, чью душу можно спасти. Он понимал, что Банди нельзя выпускать на волю, и честно говорил ему об этом. Однажды отведав власти над другими, переступив моральное табу, Банди уже не мог остановиться. Если и была призрачная возможность возвращения его в людское общество, то только через покаяние и смиренное принятие своей участи. Но Банди был слишком горд, чтобы признать себя хищником, а не жертвой обстоятельств.
Разница между добропорядочным гражданином и маньяком тонка и целиком зависит от нравственного уровня. Билл говорит, что он мог бы тоже убивать, ибо знает, как заметать следы, однако для него жизнь человека неприкосновенна, в отличие от Банди, который поставил свою тягу к сексу и насилию выше моральных норм.
Мораль, не проистекающая из религии, зыбка и может быть заменена другой идеологией. Тема греха занимает важное место в картине Эмбер Роуз Сили. Грех не только отнимать жизнь ради удовольствия, но и ставить себя выше других, руководствоваться в жизни своим «я», не обращая внимания на «я» других людей. Только индивиды с такой моральной установкой и становятся убийцами. Они живут во власти собственных страстей и считают правильным только то, что хотят они сами. Билл справедливо говорит Банди, что он убивал потому, что хотел этого.
Тем не менее между Банди и Хагмайером сложились человеческие отношения. Билл не одобрял, но понимал Теда. Ему удалось хоть немного достучаться до его сердца сквозь толщи зла, опутавшего его, и чуть-чуть приблизить Банди к богу. Ведь если Иисус простил разбойника, висевшего рядом с ним, то, значит, остается надежда и на спасение души Теда.
Картина Эмбер Роуз Сили ценна тем, что не вдается в полемику относительно правомерности прощения убийц. Казнь — это Голгофа для Банди, которую он должен пройти смиренно, в надежде на божью милость в загробной жизни. Что бы человек ни сделал, религия оставляет ему путь к покаянию. Окружающим не следует радоваться казни маньяков, а необходимо бороться со страстями, дабы не стать такими, как они.
Фильм не был бы так хорош без удачно выбранных на главные роли Элайджи Вуда и Люка Кирби. Вуд со времен «Властелина колец» сделал все, чтобы сломать свой имидж хоббита, доказав прежде всего самому себе, что он настоящий актер, способный играть самые разные роли. Его Билл Хагмайер — сильный духом персонаж, которому помогает бороться со злом вера в бога. Он знает, что зло — это не люди, а их страсти. Тед Банди, несмотря на весь свой интеллект, — слабый персонаж, ставший пленником своих желаний, которые он не мог обуздать. Любой человек может быть маньяком, но становятся ими только те, у кого нет твердой веры в святость человеческой жизни и кто ставит свои желания выше моральных норм.
Отличная религиозная драма независимого режиссера не всем придется по нутру в наше секулярное время. Режиссер не обвиняет атеизм в аморальности, но задается важным вопросом: если убрать из человеческого сознания понятие греха, где тогда опора для нравственных табу? И если изъять из общества идею покаяния, то есть изменения человеческого ума через осознание греха, где платформа для сострадания? Ненавидеть нужно грех, а не грешника — этому учит христианство. Но только люди охотнее впадают в осуждение других, неосознанно возвышая себя.
Далеко не все гордецы становятся маньяками, но гордыня — это путь в бездну, где на самом дне будут такие индивиды, как Тед Банди, которые отвергли все табу и стали жить так, как диктуют им страсти. Зло коренится в слабости духа. Для добра же необходима постоянная борьба.
Комментариев: 0 RSS