DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Исан, джаз-рок играющий...

Исполнитель: Ihsahn 

Альбом: Das Seelenbrechen

Год выпуска: 2013

 Ihsahn - Das Seelenbrechen

Личность Исана - это отдельная глава в истории тяжелой музыки. Музыкант более известен, как один из участников легендарной black metal формации Emperor. В свое время они произвели настоящий фурор в развитии этого жанра, слепив из него прогрессивный блэк. Тогда, когда в начале 90-х годов прошлого века Скандинавия была горячей точкой для растущего музыкального направления, представившая технические навыки и композиционное мастерство достаточно высокого уровня. Работы Emperor действительно шедевральны, но так было не всегда. Только те группы, которые не испытывают страха привносить новые элементы в уже состоявшийся и закостенелый по сути жанр, совершают революции - иначе никак. На протяжении многих лет Emperor – на тот момент одна из ведущих групп на норвежской black metal сцене - отказывается от деструктивного действия псевдо-сатанинской/анти-христианской направленности в пользу более прогрессивной и художественной зрелости жанра, во главе которой и стоял гитарист/вокалист (а по сути – мультиинструменталист) – Ihsahn, настоящее имя которого Вегард Сверре Твейтан.

Затем после роспуска Emperor в 2001 году Исан приступил к сольной карьере, для начала оттачивая свое мастерство в семейном проекте Peccatum, где он вместе с супругой пустился в дебри экспериментов. Собственно, это и послужило стартом для сольной деятельности. Его альбомы редки, но метки. И каждый раз приходится готовиться к чему-то новому, ибо музыкант постоянно развивается. С 2006 года он выпустил пять альбомов, пять настоящих самородков. Последним на данным момент релизом является «Das Seelenbrechen», вышедший в прошлом 2013 году. И это очередной сюрприз как в вехе тяжелой музыки, так и самого Исана в творческом плане.  

Мне довелось столкнуться со множеством отрицательных отзывов в сети на этот релиз. Но так ли он плох на самом деле, как о нем говорят? Если проследить все его творчество, начиная с «The Adversary» и заканчивая ныне вышедшим релизом, то различия в подаче и музыкальной палитре – очевидны. Если в глобальном смысле, то это - небо и земля: скажем, первенец отличался своим жестким металическим стрежнем, но и даже в нем автор находил место для нежной, лирической части. Эти резкие перепады и смены настроения, как это ни странно, ничуть не вредили общему впечатлению от пластинки. И каждый раз, продолжая своё шествие по тернистому пути экспериментального метала, музыкант ухитрялся снова и снова нас удивлять.

По словам самого Исана – мишень в виде джаз-рокового ключа на «Das Seelenbrechen» была вынужденной целью, поскольку он не мог сразу с этого начать, ему понадобилась база в виде предыдущих релизов, из которых он создал трилогию: «The Adversary» (2006), «Angl» (2008) и «After» (2010), чтобы поэтапно перейти на новый уровень развития творческого потенциала. Затем вышел переломный «Eremita» (2012) и, наконец, «герой» нашего обзора. Если в первых трех релизах Исан использовал мифологические фигуры Люцифера, Икара или Прометея для того, чтобы составить концепцию сюжетной линии, то на «Eremita» доминирует философия Ницше, чьим настоящим поклонником является Исан; можно сказать, что на протяжении многих лет учение этого философа вдохновляли и формировали личность музыканта. В символическом смысле речь в основном идет о переоценке вещей: не принимая ничего как должное, просто испытывая их. Прямая и конфронтационная философия бытия - эти альбомы, так или иначе, были написаны под впечатлением от Ницше, соприкасаясь с его философией и становясь такими же конфронтационными, рисуя мрачные пейзажи.

«Das Seelenbrechen» начинается с первых 4-х лиричных вещей, в которых потрясающий чистый вокал придает упругой, но в тоже время шелковой мягкости общей эзотерической атмосфере. Однако фирменный скриминг никуда не исчез. Исан перемешал прогрессивную основу с осколками эмбиента,  местами приправил трип-хопом, влил соус в виде нойза – эта некая хаотичность даже придает определенной изюминки релизу, предлагая уйти на территорию авангарда. Вторая половина альбома продолжается колючими треками, из них выделяются только «Rec» и «M», которые развивают наиболее ярко выраженное джаз-роковое ядро. «Sub Alter» – это голос заблудшей души, голос подающего надежды сознания, которое так и просит одуматься и признать свои действия негативными и разрушительными. Не каждый может себе в этом признаться…. Заключительная «See», в которой превалируют экспериментальные настроения, остается самой расплывчатой и абстрагированной из всего опуса - ровно настолько, как и сама обложка диска. Разве там можно что-то разобрать и постараться понять, кроме этих беспорядочно разбросанных букв, символизирующих, кстати, имя самого Исана и титул альбома?! Эти размытые пятна придают привкус неясности нашего существования и вечного поиска смысла жизни.

В этот раз Исан впервые настолько далеко ушел в экспериментальную музыку, ей нет названия, скорее всего, его еще просто не придумали. Вероятно в данный момент исполнитель, как это часто и бывает, опережает свою эпоху, находясь совершенно в ином русле музыкального течения. Так что не удивительно, что альбом не понят. Ему еще не время, просто должен пройти какой-то определенный хронологический промежуток, он появился еще слишком рано, лет через 20 он будет актуален. Не зря мной была проведена особая параллель с творчеством группы Emperor в начале рецензии. Ведь эти альбомы, выпущенные на старте 90-х, точно также были не поняты. Видите, история повторяется, так как ей свойственна цикличность. Как говорится: «Всё возвращается на круги своя».     

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)