Якса. Царство железных слёз / Jaksa (авторский сборник)
Автор: Яцек Комуда
Жанр: темное фэнтези
Издательство: АСТ
Серия: Шедевры фэнтези
Год издания: 2021 (в оригинале — 2018)
Перевод: С. Легеза
Похожие произведения:
- Яцек Пекара «Я, инквизитор» (цикл)
- Мария Семёнова «Волкодав» (цикл)
- Юрий Вронский «Кровь викинга… И на камнях растут деревья» (роман)
«Якса. Царство железных слёз» — книга, безусловно, неординарная, о ней хочется говорить, ее хочется перечитывать. Она вызывает совершенно особенные эмоции, но и ругать тоже есть за что.
Первое, на что обращаешь внимание, — структура: книга состоит из семи неравных частей, связанных единой сюжетной линией. Что это? Сборник рассказов и повестей? Разделенный на самостоятельные части роман? Невозможно понять, ибо каждую вполне можно читать по отдельности, но вместе это цельное, крепкое, как кольчужное полотно, произведение.
В повествовании можно угадать жирные намёки на историчность: королевство Лендия раздроблено на несколько недружных княжеств, одних защитников отчизны истребили, другие несут бремя позора и зовутся проклятыми. Оставшиеся прогнулись под сапогом хунгуров — кочевников-завоевателей. Ничего не напоминает? Аллюзии очевидны: завоёванные — славяне, завоеватели — монголы. И это очень хитрый и действенный приём: в лендичах каждый славянский народ может узнать себя.
Другой понятный триггер — это противостояние язычества и единобожия. Примечательно, что древнеславянский пантеон здесь то пересекается с исторической реальностью, то идёт своей дорогой. А единого бога зовут Есса. Вроде бы все то же самое, а вроде и разница есть: тонкий баланс радости узнавания и шока от новизны.
Несмотря на выпяченную историчность, это все же фэнтези. Кровавое тёмное фэнтези. Здесь в достатке убийств и гекатомб, здесь люди умирают с выпущенными кишками, в луже собственной крови, корчась от боли. Никаких красивых «балладных» смертей.
Еще один плюс — стилизация. Язык повествования не выглядит фальшивым и искусственным, глаз не спотыкается об анахронизмы, откровенных ляпов нет. Комуда хорошо поработал над лексикой своего полувымышленного мира.
Теперь о минусах — их здесь тоже предостаточно.
Во-первых, темп повествования — ощущение, будто кассету поставили на перемотку. Объём отдельных частей не так уж велик, но все настолько перенасыщено событиями, что в определённый момент, если не прилагать усилий, можно легко потерять нить сюжета. Комуда будто старается спрятать в небольшой ларчик как можно больше монет: уж скоро крышка перестанет закрываться, а он все сыплет и сыплет свое серебро…
Нет глубины погружения в сеттинг. Упор на славянский антураж убивает всякое желание сбежать от реальности: не испытываешь никакой манящей инаковости, нет ощущения эскапизма, какое бывает при чтении классического фэнтези. Ну славяне, пусть немного иные — они и в реальности все немножко друг от друга отличаются.
Из-за бешеного темпа повествования и перегруженности сюжета почти картонными кажутся персонажи. А ведь добавь автор немного объёма, деталей, привычек, речевых паттернов, — и персонажи обретут жизнь, зазвенит задорно многоголосие характеров. Но имеем что имеем.
А в целом книга получилась добротная. Она придётся по вкусу многим любителям тёмного фэнтези.
Комментариев: 0 RSS