DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Клара Милич (После смерти)

Клара Милич (После смерти) (Повесть)

Автор: И. С. Тургенев

Жанр: готическая повесть, мистика, ужасы

Год издания: 1883

Похожие произведения:

Каждому школьнику И. С. Тургенев известен как автор «Отцов и детей». Те, кто понапористей, знают ещё и «Муму». Однако среди работ великого писателя можно найти не только реалистические романы, но и ужасы. К этому жанру и относится повесть «Клара Милич», о которой пойдёт речь дальше.

Сочетание любовного романа и ужастика – гремучая смесь. Слишком уж высока вероятность превратить книгу в фарс. Обычно в таких произведениях проседает как романтическая линия, так и «сверхъестественная» – и автору не удаётся угодить ни одной аудитории, ни другой. «Клара Милич» – не тот случай.

Сюжет повести строится вокруг отношений главного героя Якова Аратова и Клары Милич, которую молодой человек впервые видит на театральной сцене. В образе Якова явственно просматривается влияние Эдгара По, которому Тургенев, по его собственным словам, «подражал» во время написания повести. Это ведущий затворническую жизнь молодой человек, который всё время читает книги или проявляет фотографии (его любимое занятие). Впрочем, Тургенев не был бы Тургеневым, если бы хотел написать кальку с рассказов американского писателя. Несмотря на очевидные смежные лейтмотивы (так, например, лейтмотив трагической любви жирной линией проходит сквозь работы обоих прозаиков), их произведения читаются и воспринимаются по-разному. Всё дело в деталях.

Для русских писателей XIX века характерно тонкое понимание человеческой души, глубокий психологизм в описании мотивов поведения персонажей. В «Кларе Милич» Тургенев не изменяет этим традициям. Хотя здесь нет подробных кровавых описаний или жутких монстров, напряжение во время чтения не ослабевает до самого конца. Эффект погружения создаётся за счёт детального описания мыслей и чувств главного героя. Тургенев словно берёт нас за руку и ведёт по тёмным, но одновременно знакомым каждому из нас закоулкам человеческой души, показывая, как меняется сознание человека, столкнувшееся с чем-то непостижимым. Обилие бытовых деталей окончательно размывает тонкую грань между выдумкой и явью, и читателю остаётся только гадать, что привиделось главному герою, а что случилось на самом деле...

Впрочем, не стоит забывать и о самой Кларе. В повести Тургенева она – полноценный персонаж с собственной сюжетной аркой, а не просто призрак, который появляется только для того, чтобы напугать главного героя и исчезнуть. Именно смерть Клары – а точнее, её самоубийство (и, поверьте, это не спойлер – Клара умирает на первых страницах повести) – становится катализатором всех остальных событий повести, превращает сюжет в напряжённую детективную историю, которая, подобно водовороту, засасывает читателя и не отпускает его до самого конца.

Отдельную роль в повествовании играют сны. Их не так много, но каждый из них до краёв наполнен загадочным содержанием. Тургенев мастерски подкидывает читателю намёки, заставляя его лихорадочно перелистывать одну страницу за другой, чтобы поскорее узнать, чем всё закончиться. Значение этих намёков становится понятным только в конце, когда все элементы, как кусочки пазла, складываются в жуткую, но неотвратимую картину.

«Клара Милич» будет интересна всем ценителям жанра ужасов. Эта книга – наглядная иллюстрация того, что русские писатели могут писать хорошо и при этом не копировать то, что уже было многократно написано Стивеном Кингом или Дином Кунцом. Кроме того, «Клара Милич» – не только интересная, но и великолепно написанная книга. Начав читать её, вы не заметите, как Тургенев заведёт вас в глухие дебри человеческой души... но будьте осторожно: иногда бывает опасно долго смотреть в зеркало.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)