Ведьма / Häxan / The Girl in the Woods (роман)
Автор: Камилла ЛэкбергЖанр: триллер, детектив, драма
Издательство: Эксмо
Серия: Крафтовый детектив из Скандинавии. Только звезды
Год издания: 2019 (в оригинале — 2017)
Перевод: Ю. Колесова
Похожие произведения:
Скандинавские триллеры — это литературный октябрь, с утренней почти невыносимой стужей, зыбкими туманами и изнуряющим холодом. Это последние багряные отголоски заката, уходящего в бархатные синие сумерки. Неумолимая поступь тьмы откуда-то изнутри самой идеи триллера. Атмосфера тьмы и холода, которая окутывает читателя не домашним теплым одеялом, а саваном.
«Ведьма» — десятая книга из серии о детективе Патрике Хедстреме и писательнице Эрике Фальк. Ее можно читать как отдельное произведение, потому что вышеупомянутые персонажи присутствуют фоном, дополняя историю. Это цельное произведение, которое имеет свое ядро, и не посвященному в другие части серии читателю достаточно будет имеющихся в книге намеков и информации о героях.
Повествование романа многослойное, происходит в трех временных пластах. В условно наше время в окрестностях поселка Фьельбака находят убитой девочку Стеллу. В ее убийстве признались две девочки-подростки, но после взяли свои слова назад. Ровно через тридцать лет на том же месте находят тело еще одной убитой девочки. И — совпадение ли? — одна из ранее обвиненных в убийстве продолжает жить по соседству, а вторая совсем недавно вернулась в поселок. Также действие происходит в семнадцатом веке, времени охоты на ведьм и обвинений в колдовстве неповинных женщин. А в конце линии переплетаются, придя к логическому завершению.
Пожалуй, самой главной, насущной целью автора было создать атмосферу, погрузить читателя в жизнь маленький городок да в головы маленьких людей, попутно расказывая леденящую кровь историю убийств.
В романе большое количество персонажей — создается впечатление жужжащего улья. Читатель перелистывает страницы и постоянно сталкивается с новой «пчелой», не успев толком проникнуться предыдущим. Но это только поначалу, ведь чем дальше в лес — в «улей» из персонажей и их мыслей, тем яснее слышится индивидуальная тональность. У каждого своя боль, своя история и свой персональный страх. А страх Камилла Лэгберг препарирует как концепт. Разнообразные виды страха, как крендельки на веревке в лавке всякой всячины, окутали своими миазмами мысли персонажей: боязнь за жизнь детей и близких как кровоточащий центр истории и страх потери как таковой.
Книга не только о потере, но и о последствиях, о том, что остается с человеком — некое послесвечение постепенно утихающей, но вечно пульсирующей боли. События убийства девочек в восьмидесятых не покидают причастных к ним тем или иным образом людей.
Также автор поднимает актуальную для современной Европы тему миграции и связанной с ней ксенофобии. Возможно, она исследует эту тему чересчур подробно, но тем самым создает истинную картину Швеции.
«Ведьма» — книга весьма медитативная, и не стоит ждать от нее бешеной динамики и эффекта «за уши не оттащишь». В нее словно спускаешься на старом, барахлящем лифте, беспокоясь о том, что можешь застрять. Ведь от обилия персонажей и внушительного объема есть вероятность заскучать. Но стоит только уловить пульс книги, ее ритм и дыхание, и читатель буквально падает в нее, как на пуховую перину, в которой, признаться, иногда встречаются иголки.
«Ведьма» дает многое принявшим ее медитативность и затянутость: оголенный нерв человеческих взаимоотношений, холодные виды шведской природы — колыхание на ветру листьев ночного леса во время поисков пропавших девочек, хруст веток и волнительное сердцебиение персонажей отзовется в читателе. Как и запах морского воздуха, крики чаек и мелкий, мелкий песок, застрявший между пальцами, потому что Камилла Лэгберг не избегает деталей: их россыпь, как прозрачные росинки поутру, повсюду в книге. А мелочи важны для погружения в историю.
Комментариев: 0 RSS