DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Лабиринты больного разума

Демоны дома Гарретов / Raging Grace

Великобритания, 2023

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Пэрис Зарсилья

Сценарий: Пэнкейк Зарсилья, Пэрис Зарсилья

В ролях: Лиэнн Бест, Дэвид Хейман, Эва-Джейн Уиллис, Макс Эйгенманн, Габриэль Вик, Ханна Найт и другие

Похожие фильмы:

  • «Ключ от всех дверей» (2005)
  • «Паразиты» (2019)

Постановщик этой ленты Пэрис Зарсилья – успешный фестивальный режиссер. Две его короткометражки были удостоены наград и номинаций на нескольких второстепенных артхаусных смотрах, самые известные из которых Британский фестиваль независимого кино и Азиатский фестиваль короткометражных фильмов. «Демоны дома Гарретов» стал его полнометражным дебютом, который тоже не остался без внимания профессионалов, в частности, получил номинацию на престижном испанском кинофестивале Ситжес.

Русскоязычное название ленты обманчиво. Те зрители, кто будет ждать мистического развития событий, рискуют разочароваться, ибо лента Зарсильи повествует не о метафизическом, а вполне человеческом зле. Дебют режиссера выходит за узкие рамки стандартного триллера об угрозе в доме. В этой картине саспенс легко сдается социальной драме, что, конечно, не есть плохо. Однако наши локализаторы немного просчитались. Стремясь расширить потенциальную аудиторию, они рискнули вписать вполне реалистический фильм Зарсильи в специфический перечень демонических картин, а-ля «Паранормальное явление». Хотя нельзя исключать, что для кого-то из хоррорманов эта лента окажется приятным сюрпризом умного и необычного кино.

Совсем недавно большого критического успеха добилась черная комедия Пон Джун-Хо «Паразиты», затрагивающая с неожиданной стороны сложную тему нелегальной иммиграции. Вот и в «Демонах дома Гарретов» можно увидеть некоторые отсылки или влияние этой картины.

Главные герои ленты – мать-филиппинка Джой и ее дочь Грейс – не имеют постоянного жилища, а потому живут в тех английских домах, где женщина работает уборщицей. Только она вынуждена прятать свою девочку в сундуках и шкафах, ведь кто бы взял на работу мать с маленьким ребенком. Джой копит деньги на английскую визу. Ей не хватает всего пяти тысяч, дабы нелегально приобрести ее у Гэри, но для нее это почти неподъемная сумма. Однако неожиданно ей подворачивается хорошее предложение – за тысячу в неделю следить за порядком в доме тяжелобольного мистера Гаррета. Джой с радостью соглашается, даже не представляя, какой кошмар ее там ждет.

Пэрис Зарсилья умело встраивает в интригующий сюжет «нехорошего дома» социальные мотивы. Режиссер с симпатией изображает Джой, хотя и не заостряет внимание на ее тяжелой судьбе. Как и многие люди из развивающихся стран, женщина приехала в Англию в надежде на хорошую жизнь, но все, что ей может предложить капиталистическая страна, – это тяжелый труд домашнего работника, фактически слуги.

Мистер Гаррет, полфильма пребывающий в состоянии медицинской комы, это живой осколок той эпохи, когда граждан колоний (Филиппины были колонией сначала Испании, а потом США) не считали за полноценных людей. Он поначалу кажется просто эксцентричным стариком и даже вроде бы хочет помочь Джой получить английскую визу. Но на деле старик одержим желанием вновь почувствовать себя хозяином: не случайно он говорит женщине, чтобы она называла его именно так.

Человечеству наивно казалось, что колониальные инстинкты давно стали пережитками прошлого, что их место в учебниках истории и в легендах о тех страшных временах. Режиссер показывает, что это не так. Социальное неравенство, нелегальное положение многих мигрантов дают возможность богатым и влиятельным людям распоряжаться теми, кто стоит ниже по социальной лестнице, как своей собственностью. Мистер Гаррет не просто персонаж, но своеобразный символ дискриминации. Не имея возможности никем повелевать, старик медленно умирал, и это неудивительно, ведь его крепостническая натура совершенно несовместима с идеалами цивилизованного XXI века. Однако едва во владениях мистера Гаррета появляется нелегальная иммигрантка с очаровательной дочкой, как старик начинает стремительно оживать. Если поначалу мистер Гаррет не мог встать самостоятельно с постели, то по мере того, как Джой вынужденно включилась в его игру, владелец дома стал крепнуть, так что в финале уже был способен преследовать Грейс, словно маньяк из слэшера.

Как уже говорилось, Пэрис Зарсилья снял не просто триллер, но в некотором роде драму. Он стремился показать, что расизм, колониализм и все прочие ужасы прошлого на самом деле никуда не ушли. Их сдерживают только законы цивилизованного мира. Но как только люди оказываются в ситуации, где эти законы можно безопасно обойти, как в случае с нелегальными мигрантами, то в современных «хозяевах жизни» быстро проявляются жестокие колонизаторы и помещики прошлых веков. И самое страшное заключается в том, что эти люди искренне убеждены, что без их власти жизнь их слуг станет только хуже. «Хозяева» полагают, что знают желания своих «рабов» и считают, что оказывают им благо, ибо в своих странах они и близко не могли бы иметь той жизни, что есть у них здесь.

На примере образа старой служанки мистера Гаррета режиссер показывает, что, долго находясь в чужой культуре, не имея возможности общаться с земляками, иммигранты постепенно утрачивают свою культурную идентичность, даже забывают язык. Они оказываются одновременно чуждыми как культуре приютившей их страны, так и своей родины, о которой постепенно остаются лишь смутные воспоминания. Режиссер не просто так довольно много экранного времени уделяет филиппинской культуре, показывая их общину в Англии. Для иммигрантов подобные сообщества – это осколок родины, то, что помогает им влиться в новую среду, адаптироваться к ней, хотя едва ли стать до конца своими. Но, во всяком случае, это позволяет совместить в своей душе как родную культурную идентичность, так и приобретенную за долгие годы жизни в другой стране.

«Демонам дома Гарретов» как триллеру не хватает более острой интриги. Однако как драма лента очень хороша. Прекрасно прописанные герои, сложный драматический конфликт, состоящий из нескольких уровней (межличностного, цивилизационного и культурного), и, конечно, необходимое для жанра послевкусие. Можно ли вообще победить желание повелевать другим человеком, чувствовать себя хозяином и распоряжаться другими людьми как вещами? И сколько еще таких мистеров Гарретов прячутся в роскошных домах, ожидая своего «звездного часа», а до той поры успешно скрываются под маской напускной добродетели?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)