DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Литании падшим

Исполнитель: Therion

Название альбома: Leviathan II

Жанр: Symphonic Metal

Страна: Швеция

Лейбл: Nuclear Blast

Дата выхода: 28 октября 2022

Итак, перед нами вторая часть новой трилогии «Leviathan» от именитой симфо-метал-формации Therion. Согласно заявлению мастермайнда группы, Кристофера Йонссона, концепция звучания каждой отдельной главы продумана заранее. Согласно плану, «Leviathan» (2021) должен содержать отсылки к традиционному симфоническому образу группы начала нулевых, а вторая часть — к знаковому периоду альбомов «Theli» (1996) и «Vovin» (1998) c их мрачноватой эстетикой.

Впрочем, отсылки к подобным культовым произведениям весьма условны. Да, «Leviathan II» получился мелодичным и отчасти меланхоличным, с изобилием вокальных партий, но на этом сходство с работами прошлого заканчивается. Разница между ними и свежим релизом столь же огромна, как между Therion двадцатилетней давности и ABBA.

«Leviathan II» еще больше, чем предыдущий релиз, подчеркивает нынешний вектор движения группы — винтажный хард-н-хеви. А посему его следует либо принимать как есть, либо не принимать вовсе. Как и многие исполнители, стоявшие у истоков целого направления, Therion постоянно испытывали на себе шквал критики, особенно в последние десять лет. Все чаще говорилось, что Йонссон будто бы исчерпал себя как композитор, а его амбициозный опус «Beloved Antichrist» (2018) больше походил на грандиозное фиаско. Возможно, уже тогда ему не стоило продолжать гнуть линию того Therion, который полюбился многим, а пойти совершенно иным путем.

На фоне хитового и динамичного предшественника «Leviathan II» выглядит однородным и легковесным. Хотя справедливости ради надо сказать, что и первая часть не шла ни в какое сравнение со, скажем, «Secret of the Runes» (2001). Здесь же на первый план вышли вокальные партии, в то время как инструментальная часть — не более чем подиум, на котором солирует целая когорта певцов и певиц. К слову, в работе над этой пластинкой приняли участие как традиционные участники Therion (Томас Викстрем, Лори Льюис, Кьяра Малвестити, Розалия Сайрем), так и относительно новые музыканты — Тайда Назраич (The Loudest Silence), Эрик Мартенссен (Eclipse), Ноа Груман (Scardust) и другие.

Бархатистые гитарные риффы, мелодичные витиеватые соло-узоры, объемная ритм-секция, непритязательные оркестровки и легкая взвесь клавишных, а также вкрапления классических духовых и струнных — все это звучит гармонично, ласкает слух, но определенно играет второстепенную роль. В текстовом плане группа продолжает свои исследования мифов, религий и оккультных верований народов мира.

Открывает альбом «Aeon of Maat» — вполне энергичный, лаконичный и быстрый номер, где есть все традиционные элементы Therion: ведущее оперное сопрано, хоры и даже рок-вокал, а также динамичные гитары и порывистые оркестровки. Композиция посвящена древнеегипетской богине равновесия и справедливости Маат. По словам Йонссона, тема изначально создавалась для «Beloved Antichrist», но была оттуда исключена.

«Litany of the Fallen» — ода павшим ангелам в контексте каббалистических учений. Это мелодичный и выразительный гимн с многослойными хоровыми партиями, как раз напоминающими о знаменитой шведской четверке ABBA и одновременно о хард-роке семидесятых, особенно когда в дело вступает хаммонд-орган. Этот номер легко мог бы появиться в репертуаре Luciferian Light Orchestra, сайд-проекта Кристофера.

«Alchemy of the Soul» погружает в сакральные тайны обретения философского камня и пути к бессмертию. Еще один выразительный номер с томными обволакивающими хоровыми линиями и неоклассической утонченностью, за которой проглядывает решительный характер классического хард-рока.

«Lunar Coloured Fields» продолжает эту линию, но в более меланхолическом, мечтательном ключе, навевающем чудесные грезы тем, кого посещают мысли о добровольном уходе из жизни. Лидирующее сопрано и невесомые хоры переплетаются с прогрессив-рок-основой, плавно переходящей на рельсы хеви-метала.

На этом фоне «Lucifuge Rofocale», посвященная архидемону, премьер-министру преисподней, выделяется более драйвовым гитарным напором и пафосом. Здесь переплетаются плотные хоровые распевы, импозантный мужской баритон и даже экстрим-вокал. Крепко сбитый и величественный симфо-метал в типичных традициях Therion, который отчаянно просится на сцену.

«Marijin Min Nar» составляет превосходную пару предыдущему номеру: забористый, сочный и живописный боевик отмечен ориентальными гитарными пассажами и классическими хард-роковыми решениями. Лирика посвящена тем самым «мариджин мин нар», или попросту джиннам, бесплотным духам исламской мифологии, в то время как музыкальная составляющая достигает волнительного кинематографического уровня.

«Hades and Elysium» с ее балладным строем получилась изящнее, торжественнее и трагичнее. Погружая слушателя в мир античной мифологии, она плавно околдовывает его последовательными партиями сопрано Лори Льюис, Тайры Назраич, тенора Томаса Викстрема и незримым хором бесплотных душ.

Пьеса «Midnight Star» тяготеет к оперным монументальным стандартам с мощной гитарной подачей и выразительным обоеполым вокальным дуэтом. Примечательно, что в записи принял участие хор академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова и его солист Юрий Запланов. По части русскоязычной лирики проблем в этот раз не возникло, так что будем считать, что Кристофер Йонссон реабилитировался после своего «The Khlysti Evangelist». Композиция повествует о мифологическом образе Зори, который прослеживается в языческих верованиях многих народов.

«Cavern Cold as Ice» — еще один образчик кокетливого винтажного поп-рока, помещенного в симфонический антураж Therion. По ходу прослушивания не раз вспомнится «Les Fleurs Du Mal» (2012), где группа заигрывала с французской эстрадой. Несмотря на инструментальную беззаботность, лирика мрачна: она повествует об Аграт бат-Махлат, демонессе и одном из верховных суккубов древнееврейской мифологии.

Эпическая «Codex Gigas» рассказывает о таинственной средневековой рукописи, известной как Библия Дьявола. Здесь превалируют грозные неоклассические зарисовки, мужской тенор и высокопарный драматизм в духе «Фауста» Гете.

Под занавес нас ждет «Pazuzu» — песнь о древнем вавилонском демоне, еще один яркий и искрометный боевик с лидирующим рок-вокалом, хеви-металлической дерзостью и торжественными распевками. Эффектное завершение альбома.

При всей насыщенности отдельных треков и обилии отсылок трек-лист «Leviathan II» построен по старым лекалам, и ему отчаянно не хватает запоминающихся мелодий — да и дефицит настоящих хитов налицо. В некоторых интервью годичной давности Йонссон говорит, что большая часть «Leviathan II» создавалась одновременно с первым томом, но в итоге подверглась определенной сегрегации.

Безусловно, альбом обладает аристократичным шармом и ретро-эстетикой, но явно не претендует на звание исключительного произведения. Если на предыдущем диске практически любую вещь можно было смело включить в концертную программу, то новый релиз больше располагает к уединенному фоновому прослушиванию с длительными раздумьями. Все его достоинства работают только во время воспроизведения, но как только стихает последняя нота, не остается никакого послевкусия.

Нынешний Therion можно обозначить как оккультно-мифологический симфо-рок с оперным вокалом. В целом неплохо, когда группа со столь солидной историей осмеливается на подобные метаморфозы, но при этом выдает качественный и сильный материал, которым хочется наслаждаться раз за разом. «Leviathan II», бесспорно, качественный релиз, но вот со вторым пунктом все гораздо сложнее.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)