Дитя среди чужих/ A Child Alone with Strangers (роман)
Автор: Филип Фракасси
Жанр: хоррор, детектив, триллер
Издательство: АСТ
Серия: Мастера ужасов
Год издания: 2023 (в оригинале — 2022)
Перевод: Алина Ардисламова
Похожие произведения:
- Джефф Стрэнд «Нелюдим» (роман)
- Дэн Симмонс «Лето ночи» (роман)
- Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки» (роман)
- Стивен Кинг «Оно» (роман)
В ноябре этого года в серии «Мастера ужасов» дебютировал Филип Фракасси с романом «Дитя среди чужих». Американский писатель научной фантастики, хоррора и триллера, номинант премии Брэма Стокера… Творчество автора сравнивают с произведениями Роберта Маккаммона и Стивена Кинга 80-90-х годов. Неудивительно, что толчком к известности романов Филипа Фракасси послужили твиты Стивена Кинга, в которых маститый автор отозвался о малотиражном экземпляре «Мальчиков в долине», еще одном произведении Фракасси. Издательство «АСТ» также планирует выпустить «Мальчиков…» на русском языке, а пока полки книжных магазинов и читательские умы захватывает «Дитя среди чужих». Насколько удачным получился дебют?
Книга начинается с того, что отец выводит родного сына на дорогу, чтобы их сбил грузовик. Перед нами детектив, щедро приправленный мистикой, хоррором и психологизмом. Сюжет строится вокруг личности Генри Торна, чернокожего ребенка, обладающего сверхъестественными способностями. Далее мальчик сталкивается как со злом, сидящим в людях, так и со злом, не имеющим ничего общего с привычным нам миром. Какое из двух зол страшнее — об этом читатель узнает только в самом конце истории.
«Дитя среди чужих» — роман напряженный. Герои Фракасси выпуклы и прекрасно проработаны. У каждого есть прошлое, которое влияет на его поступки; история персонажей органично встроена в канву произведения. Возникает сопереживание, причем не только неповинному ребенку, столкнувшемуся с ужасом, но и преступникам. Оказывается, их жизнь не менее драматична, а чудовищное прошлое наложило отпечаток на каждого из героев. А был ли у них выбор стать иными, невольно спрашиваем мы себя. Отдельного упоминания заслуживает самый противоречивый персонаж романа, австралиец Лиам. Играя на стороне преступников, он, тем не менее, относится к украденному мальчику иначе, чем подельники. За ледяным образом спрятаны надлом и ужасающая трагедия, разгадывать которую не менее интересно, чем следить за судьбой и взрослением Генри Торна.
Монстр, которого Генри Торн называет Матерью, — прекрасная авторская находка. Очень редко писатель хоррора ставит перед собой задачу вызвать сочувствие неведомой жути, а Фракасси такую задачу не только поставил, но и реализовал изящно и со вкусом.
Действие романа разворачивается в 90-х, а значит, возможности полиции ограничены по сравнению с нынешним временем. Это также играет на руку истории, так как преступников непросто найти. А вот Сали Эспиноза, агент ФБР, вышел, наверное, наименее запоминающийся личностью. Не спасают даже его экстравагантные беседы с собственными ботинками, потому что от агента мы ждем как минимум интересных решений и хоть какого-то влияния на сюжет. К сожалению, Эспиноза на сюжет не влияет, а послушно идет за чужими озарениями.
К проблемам романа стоит отнести и некоторую вторичность: несмотря на динамику повествования, яркие образы (один эпизод с собаками чего стоит!), мы понимаем, что история не нова. Герои, проблема взросления, развитие сюжета так или иначе знакомы нам по произведениям других авторов хоррора и по пугающим фильмам 80-90-х годов. «Дитя среди чужих» прекрасно вписывается в жанровые рамки, но рамки эти не расширяет и ничего уникального не привносит.
Несмотря на минусы, дебют удался: «Дитя среди чужих» Филипа Фракасси читается влет и украсит книжную полку коллекционера. В этой истории есть всё, чтобы провести несколько вечеров в приятной книжной компании: герои, которым веришь; пугающие эпизоды (и вот мы уже ежимся от омерзения и переживаем за персонажей); детективное расследование, в которое погружаешься с головой. Но самое главное — атмосфера романов 80-90-х годов, вызывающая ту самую ностальгию.
Комментариев: 0 RSS