DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Мифы и сказки дикой Америки

Полный газ / Full Throttle (авторский сборник)

Автор: Джо Хилл

Жанр: драма, фантастика, хоррор, постапокалиптика

Издательство: Эксмо

Серия: Дети Лавкрафта

Год издания: 2020 (в оригинале — 2019)

Перевод: Н. Казанцева

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Команда скелетов», «Ярмарка дурных снов» (сборники)
  • Нил Гейман «Американские боги» (роман)
  • рассказы авторов «Золотого века фантастики»
  • Джо Хилл давно уже стал автором самобытным и оригинальным. С уверенным стилем и набором только ему присущих тем. В то же время, подобно своему отцу, старшему товарищу и соавтору Хилл — автор стопроцентно американский. Сложно вообразить его произведения, написанные автором — выходцем из какой-либо другой страны. И новый сборник «Полный газ» является своего рода выжимкой из типично американских тем, мифов, сказок и легенд.

    Открывает книгу трогательное вступление, в котором автор рассказывает о своем становлении в качестве писателя. Попытки выйти из тени отцовской фигуры, поиски себя, выбор псевдонима, первый успех. Немалое место здесь занимают воспоминания о детстве. В юном возрасте Джозеф снимался в «Калейдоскопе ужасов» у Джорджа Ромеро и водил дружбу с Томом Савини. Основной темой здесь снова становится фигура отца. И детские воспоминания о нем могут быть не всегда теплыми. В восьмидесятых Кинг-старший боролся с алкогольной зависимостью и частенько был рядом с сыном «навеселе». Даже за рулем.

    Проблемам отцов и детей посвящен и первый рассказ сборника, одноименный «Полный газ», написанный, что символично, в соавторстве со Стивеном Кингом. Банда байкеров колесит по пустынным дорогам, пытаясь скрыться от воспоминаний, возмездия за совершенное и возможного правосудия, которое все-таки настигает их в виде огромного грузовика с таинственным одиночкой за рулем. В центре сюжета — противостояние характеров двух байкеров, отца и сына, которые никогда не умели находить общий язык, а перед лицом смерти и судьбы искать его уже поздно. Это динамичный и кинематографичный рассказ, недаром одним из главных источников вдохновения Хилл называл фильм «Дуэль» Стивена Спилберга. Достойное начало сборника.

    В «Карусели» группа друзей становится жертвами оживших животных из парка развлечений. Последний выживший, как водится, постепенно сходит с ума, понимая, что для него еще ничего не закончилось. Абсурдный по своей сути (что может быть нелепее карусельных лошадок в качестве монстра?), рассказ тем не менее выдержан в мрачных и серьезных тонах, заставляя нет-нет да пробежать по коже пару-другую неприятных мурашек.

    Полная противоположность ему — «Станция Вулвертон», отличный образец сатиры и черного юмора. Приехав в английскую глубинку, бывший хиппи и теперешний циничный американский богач оказывается запертым в одном поезде с волками. Не простыми животными, а разумными прямоходящими волками, которые носят человеческую одежду, читают газеты, рассуждают о политике, любят футбол, но и ничто звериное им не чуждо. Не стесненный кругозором читатель вспомнит «Американского оборотня в Лондоне» и поймет, что главного героя вряд ли будет ждать что-то хорошее.

    Трогательный и наивный рассказ «У серебристых вод озера Шампейн» повествует о том, как смышленая не по годам девчушка и ее лучший друг найдут на берегу озера мертвого динозавра и что из этого выйдет. Крепкая, местами смешная и щемящая до слез история о дружбе, первой любви, преждевременном взрослении и о том, как странно, жестоко и глупо становиться взрослым.

    «Фавн», самое крупное произведение сборника, можно даже назвать небольшой повестью. Здесь Хилл заигрывает уже с Брэдбери и одним из самых известных его рассказов. Что будет, если одержимые жаждой крови и наживы охотники-богачи попадут в параллельный мир, населенный мифическими существами? Внимательный читатель предположит, что ничего хорошего — и будет отчасти прав. Смотря для кого. В нашем мире (и в некоторых параллельных) все довольно относительно.

    Настоящей жемчужиной сборника является рассказ «Запоздалые», в котором серый, мрачно-суровый бытовой реализм вдруг разбавляется мистикой, щепоткой магии и настоящего чуда. Потерявший работу дальнобойщик, тяжело переживающий самоубийство родителей, устраивается водителем на библиотечный автобус, развозящий по городу книги. В пути ему встречаются призраки давно умерших людей, которых он называет запоздалыми. У мертвых в нашем мире достаточно дел. Намного больше, чем некоторые думают. И одно из самых важных — вернуть старую книгу в библиотеку.

    Следующим рассказом «Все, что мне важно — это ты» по праву мог бы гордиться Айзек Азимов. Старая, как мир, история о проблемах общения искусственного интеллекта с настоящим, о короткой дружбе и цене предательства. История, исполненная в антиутопично-постапокалиптических тонах, мало кого оставит равнодушным. Что может быть дороже — настоящая дружба или ее видимость? Не спешите отвечать. Ответ на самом деле не так прост, как может показаться на первый взгляд.

    «Отпечаток большого пальца» — самый реалистичный и, возможно, самый мрачный рассказ сборника. Война никогда не отпускает своих солдат. И живые позавидуют мертвым.

    «Дьявол на ступенях» — то ли сказка, то ли библейская притча о бедном итальянском юноше, который, как можно догадаться, встречает в горах ни много ни мало самого дьявола. Что может быть слаще лжи? Особенно когда ложь льется из уст райских (пусть и механических) птиц.

    «Твиты из цирка мертвых» — это уже чистейший, почти кристаллизованный хоррор на тему «поворота не туда». Типичная американская семья попадает на представление в старый цирк-шапито, артисты которого загримированы как-то уж чересчур натурально. Бодрый, кровавый и занятный рассказ, оригинальности которому придает формат изложения. Все произведение стилизовано под серию твитов главной героини. Если снова говорить о кинематографе, то «Твиты» — это крепкий ужастик «категории Б», во время просмотра которого впечатлительные зрители обязательно кричат в экран что-то вроде «Дура, беги оттуда!».

    Снова о родительской любви, только уже материнской, а не отцовской (хотя в какой-то степени и о ней тоже) расскажут «Мамочки» — по-хорошему странная история о мальчике Джеке, только что потерявшем мать и живущем на ферме с суровым отцом, ветераном войны, «выживальщиком» и сепаратистом. Возвращаясь к теме сказок и легенд: начитанный (простите за каламбур) читатель в курсе, что, если старуха дает мальчику Джеку странные зерна, это точно не будут обычные цветы. Растения здесь разумные и кровожадные. Или все-таки нет. Автор оставляет читателю простор для фантазии и повод самому решать, что же произошло на самом деле — вмешательство темных сил или помутнение человеческого рассудка.

    «В высокой траве» — один из самых «хоррорных» и уж точно самый известный рассказ сборника, снова написанный в соавторстве со Стивеном Кингом. Зато, по сравнению с «Твитами из цирка мертвых», куда более стильный и изящный, работающий на ощущении тревоги, недосказанности и иррациональном страхе. Брат и сестра теряются в море высокой травы, слышат других потерявшихся и никак не могут найти выход. Осознанно или нет, отец и сын Кинги заигрывают с Лавкрафтом, Мэкеном, Бирсом и «Ивами» Элджернона Блэквуда. Есть на земле иные боги. Они рядом, стоит только их найти.

    В заключительном произведении сборника «Вы свободны» Хилл проходится по всем своим излюбленным политическим темам. В самолете, который по сути и есть Америка, собрались все — черные и белые, евреи и азиатские эмигранты, геи и эмансипированные женщины, правые и левые, милитаристы и пацифисты, бизнесмены и кинозвезды. И эта маленькая Америка летит… на первый взгляд и не понять куда. То ли в закат, то ли в жерло ядерной войны, то ли, наоборот, в светлое будущее, то ли вообще просто так, над облаками.

    В завершении надо сказать, что новый сборник Джо Хилла получился разноплановым, но в то же время уютным и ровным. Каждый рассказ здесь на своем месте. Несмотря на большой охват тем и заимствований (помимо уже упомянутых авторов, при чтении можно вспомнить Саймака, Кларка, Воннегута, Хайнлайна, Геймана и некоторых других) — это именно сборник Джо Хилла, его не спутаешь ни с чем. Автор перерабатывает американские мифы, выворачивая их наизнанку и преподнося читателю что-то знакомое, но все равно вкусное. Бескрайние дороги, маленькие городки, заброшенные места (и люди), заигрывания с ностальгией и воспоминаниями о прошлом. В эти сказки хочется возвращаться. В них хочется жить в надежде снова увидеть настоящее чудо.

    Мы готовы к этому. А вы?

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)