DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Мутация нации

Королевство зверей / Le regne animal

Франция – Бельгия, 2023

Жанр: ужасы, фантастика, драма, детектив, приключения

Режиссер: Тома Кайе

Сценарий: Тома Кайе, Полин Мюнье

В ролях: Ромен Дюрис, Поль Киршер, Адель Экзаркопулос, Том Мерсье, Билли Блэйн, Ксавьер Обер и другие

Похожие фильмы:

  • «Лобстер» (2015)
  • «Высотка» (2015)
  • «Волк» (2020)

Небольшой оффтоп: в стародавние времена, когда еще не было интернета в современном его понимании, кинокритики были отдалены от народа. Они имели право голоса в одностороннем порядке – вещали со страниц газет и журналов, не сталкиваясь с обратной реакцией простых людей. Их вердикты были незыблемы, а через то – непогрешимы, и все, что мог сделать зритель – это проголосовать долларом. Так продолжалось до создания тематических сайтов и агрегаторов. И вот уже привыкшие жить по старинке критики внезапно столкнулись с волной народного неприятия: зачастую взгляды на одну и ту же картину у узкой прослойки творческой, с позволения сказать, интеллигенции и широких народных масс кардинально отличались.

Сюжет «Королевства зверей» строится вокруг загадочной эпидемии, разгулявшейся в недалеком будущем. От нее люди мутируют в странных животных, перенимая их черты как внутренне, так и внешне. Мать главного героя Эмиля оказалась больна, и когда ее перевозят в специальную клинику на юге страны, они с отцом переезжают туда же. Но в процессе транспортировки грузовик с мутантами терпит крушение, и те разбредаются по окрестностям. А юноша, вынужденный вливаться в новый коллектив в школе, замечает у себя первые признаки мутации.

Как несложно догадаться по неброскому синопсису, история французского кинематографиста Томы Кайе сосредоточена на тематике инаковости. Люди, отличающиеся от нормального большинства, вынуждены с этим самым большинством уживаться, испытывая всяческие притеснения. Стандартная, в общем-то, фабула. Другое дело, получилось ли у Кайе сказать хоть что-то новое в этом направлении – или хотя бы интересно перефразировать сказанное до него?

Увы, но тут ответ скорее нет, чем да. Несомненно, есть шанс, что высоколобым эстетствующим критикам, получающим деньги за нахваливание всякого артхаусного, кино зайдет, о чем свидетельствует номинация Каннского кинофестиваля. Но простой (сиречь: обычный) зритель пройдет мимо. И дело тут не в какой-то вызывающей идее или отталкивающей подаче, просто сам фильм получился скучным, пресным и пустым.

Как и большинство молодых да ранних современных творцов, Кайе как-то забывает (или просто нагло игнорирует, что, в принципе, одно и то же), что одной идеи мало для полноценной драматургии. Ее еще нужно грамотно подать. Условный Стивен Кинг тему противостояния индивидуума и общества способен впихнуть в увлекательный сюжет и представить не как основное блюдо, а в качестве гарнира, одновременно и увлекая читателя, и заставляя его задуматься. Братья Стругацкие схожую фабулу тоже умудрялись облечь в интересную форму, чтобы никто не ушел обиженным. Да что там Стругацкие, даже в «Людях Икс» Брайана Сингера от 2000 года схожая тема раскрывалась более подробно.

В отличие от более талантливых творцов, Кайе не ставит своей целью увлечь зрителя. Он не хочет углубляться в противостояние мутантов и людей в принципе; ему достаточно широким мазком обозначить протагониста, не такого, как все, уникальную снежинку, и грубое, заскорузлое общество, которое готово объявить на него охоту за яркую индивидуальность. Обрисованный им мир лишен глубины и набора правил, по которым работает любая Вселенная, – это просто нелепая иносказательная калька, игнорирующая фундаментальные аспекты как неудобные и выпячивающая нужные нюансы на обозрение.

Но за примитивной сублимацией обидок недопонятого миром гения ничего не скрывается – максимум наивная вера ребенка в то, что он первым в мире додумался до какой-то прописной истины. А проанализировать эту истину, найти ее предпосылки, предсказать возможные последствия и точки практического применения недозревший разум не торопится, спеша как можно быстрее поделиться «открытием» с окружающими.

Существует расхожая мудрость: «Усложнять – просто. Упрощать – сложно». Любой дурак может с умным видом выдать некую многозначительную сентенцию и замолчать, позволяя неуверенным интеллигентам трактовать ее, как только позволяет кругозор. Другое дело объяснить сложные вещи простыми словами. То же самое в драматургии: легко напихать скрытых смыслов, символизмов и недомолвок в невнятную мешанину, чтобы зритель ковырялся в ней, ломая копья в трактовках. Но куда сложнее создать интересную историю, которая сама по себе увлекает, а вдобавок имеет второе дно и художественную ценность.

Вторым путем идут истинные творцы, порождающие классику, общепризнанную либо культовую. А первый – удел недалеких конъюнктурщиков, клепающих фестивальные поделки в угоду узкой прослойке эстетствующей псевдоэлиты и толпе «нетакусиков», интеллектуально самоудовлетворяющихся за счет мнимого культурного превосходства и изысканного вкуса.

И «Королевство зверей», как вы, наверное, уже догадались, – это как раз первый случай.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)