DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Нарративный диссонанс

Убийственный подкаст / Suzie Searches

США, Великобритания, 2023

Жанр: триллер, комедия

Режиссер: Софи Каргмэн

Сценарий: Уильям Дэй Фрэнк, Софи Каргмэн

В ролях: Кирси Клемонс, Алекс Вулф, Джим Гэффиган, Кен Марино, Дэвид Уолтон

Похожие фильмы:

  • «Достать ножи» (2019)
  • «Кирпич» (2005)
  • «Матч-пойнт» (2005)
  • «Книга Генри» (2017)

Поговорим о вреде современных трейлеров. А точнее – об их тенденции разжевать и проспойлерить все повороты сюжета, чтобы зрителя не дай бог не поджидали – о ужас! – внезапные сюрпризы при просмотре. «Убийственный подкаст» - идеальный пример того, как трейлер делать НЕ надо! Не просто же так авторы делают финт ушами, резко меняя жанр и тональность фильма к двадцатой минуте! Но нет – посмотрев двухминутный рекламный ролик, зритель получит полное представление об «Убийственном подкасте» и далее может не смотреть. А вот стоит ли этот скромный триллер просмотра вообще – вопрос отдельный.

Если попытаться рассказать сюжет тем, кто трейлер не видел, и при этом не попасться в ловушку сюжетного твиста, то все будет максимально просто. Девушка Сюзи (в честь которой картина называется в оригинале) учится в колледже, подрабатывает в фастфуде, заботится о больной маме и ведет безвестный и никому не нужный подкаст о нераскрытых преступлениях. Когда в ее городке пропадает популярный видеоблогер Джесси, она решает самостоятельно раскрыть загадку его исчезновения.

Проблема в том, что заявленный синопсис охватывает только первые двадцать минут фильма, после которых сюжет делает заявленный финт ушами и уходит в совсем другую плоскость. И все плюсы, и все минусы «Убийственного подкаста» в результате связаны именно с этим поворотом. Поэтому раз уж киностудия не постеснялась проспойлерить его в трейлере, то и нам придется это сделать – благо это не единственный твист, подкинутый картиной.

Начало «Убийственного подкаста» выходит банальным, но крайне симпатичным. Тут и главная героиня, которой хочется сопереживать, и вполне юморной подход к теме интернет-славы, и обещание дальнейшего развития сюжета с новыми загадками. Другими словами, фильм достаточно успешно создает на экране атмосферу подросткового детектива, легкого и эксцентричного. Эдакая правильная версия осовремененной «Нэнси Дрю».

Но на 20-й минуте Софи Каргмэн (режиссер и автор сценария) решает вывернуть жанр наизнанку. Сюзи быстро находит пропавшего Джесси и становится знаменитой. А следом раскрывается и причина ее внезапного успеха – и она никак не связана с тем, что девушка с детства щелкает любые детективные задачки, как орешки. Нет, все гораздо проще. Сюзи сама похитила паренька, чтобы затем пропиариться как его спасительница. И вот здесь у фильма начинаются проблемы.

Создать фильм с отрицательным персонажем, за которого зрителю захочется переживать, очень сложно. Нет, есть всевозможные «Риддики», «Ганнибалы» и прочие, но там вся фишка в харизме, в мифологизации зла, в создании абсолютно нереалистичных персонажей, наделенных магнетизмом чистейшей тьмы, а протагонисты проходят скорее по линии «антигероев», чем чистых злодеев. Но вот сделать интересным маленького человека со сбитым моральным компасом, заставить его совершать зло повседневное, бытовое, и при этом удерживать внимание аудитории – задачка куда деликатнее. Ее решил, например, Вуди Аллен в своем «Матч-пойнте», а Тони Гилрой подарил зрителям Лу из «Стрингера». Другими словами – тут нужен талант канатоходца. С одной стороны – ни в коем случае не подыгрывать центральному персонажу в его моральном падении, с другой – продолжать удерживать если не зрительскую симпатию, то хотя бы внимание.

И эту миссию «Убийственный подкаст» проваливает с треском. Фильм справляется с задачей заставить зрителей переживать за Сюзи в первые – детективные – двадцать минут, но затем начинает терять и симпатию, и внимание. Причем делает это явно ненамеренно: режиссер регулярно помещает Сюзи в психологически некомфортные ситуации, подчеркивая это работой камеры и саундтреком. Другими словами, картина буквально кричит: вот здесь ты, зритель, обязан поставить себя на место героини! Переживай, скотина! Но вызвать эмоциональный отклик не удается. Постепенно создатели бросают и эти приемы, скатываясь к довольно беззубой сатире и банальной морали про то, что слава развращает человека. Фильм становится похож на обезьянку из анекдота про умных и красивых – он хочет и аморальность персонажа показать, и при этом слишком защищает Сюзи. Она неоднократно совершает крайне циничные поступки, но делает это скорее под влиянием обстоятельств, инстинктивно защищаясь. Выходит нехилый такой нарративный диссонанс.

Еще хуже дела обстоят с логикой сюжета. С такой сюжетной конструкцией очень важно, чтобы каждая новая проблема произрастала из ошибок, которые совершает Сюзи. Эти проблемы начинают расти, словно снежный ком, а зритель уже грызет ногти, гадая, выпутается ли героиня из постепенно затягивающейся на ее шее петли. НО! Критично, чтобы ситуация развивалась логично, а зритель заранее догадывался, что одна из ошибок гарантировано выстрелит следующей, аки чеховское ружье. Саспенс, другими словами. Так вот – добиться этого «Убийственному подкасту» не удается. Угрожающие ситуации происходят стихийно – просто потому, что так надо по сценарию (например, у одного из второстепенных персонажей нет ни малейшего логического основания подозревать, а затем еще и сталкерить Сюзи). Причем это отсутствие логики работает и в обратную сторону – когда создатели начинают, наоборот, подыгрывать Сюзи, чтобы вытащить ее из сложной ситуации.

В результате получается, что «Убийственный подкаст» не способен вызвать сочувствие к героине, не может удержать интерес к ее трансформации (потому что ее практически нет) и не в состоянии зацепить зрителя поворотами сюжета. На фоне этого кардинального изъяна все плюсы меркнут. А они есть! Фильм хорошо снят (пусть и чувствуется его дешевизна). Все актеры уместны в своих образах (особенно исполнители главных ролей Кирси Клеммонс и Алекс Вулф). Качественно подобран саундтрек, который очень помог бы более внятному фильму. Судьба Сюзи в самом конце решается пусть очень банальным и заранее считывающимся, но по-своему поэтичным финалом. Софи Каргмэн показывает себя небесталанным режиссером – скорее старательным и мастеровитым, чем одаренным, но все же. «Убийственный подкаст» вырос из ее же собственной короткометражки (в оригинале и полный, и короткий метр называются одинаково – Suzie Searches, «Сюзи расследует»). И это заметно – идеи, которые хороши в десятиминутных зарисовках, не всегда хорошо растягиваются на полтора с лишним часа.

Самое забавное, что «Убийственный подкаст» имел все шансы получиться – при условии, если бы создатели умерили свои амбиции. Как уже говорилось выше, первые двадцать минут фильма, когда он мимикрирует под классический подростковый детектив, получились отличными. Но затем следует ключевой поворот сюжета – мало того, что слишком рано, так его еще и в ролике спойлерят. И весь следующий час с лишним бедная Софи Каргмэн самоотверженно воюет! С невнятным настроением и посылом. С провисающим темпом повествования. С неспособностью довести героиню до финала, не подкидывая регулярные рояли в кустах. Так, может, стоило сосредоточится на простой, но увлекательной детективной истории с простой, но симпатичной главной героиней, которая раскрывает простые, но мрачные тайны маленького городка, – и не замахиваться на моральный релятивизм и хлесткий социальный комментарий? Право слово, толку вышло бы больше!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)