DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Не создай себе бога: Гарет Ханрахан предупреждает!

Молитва из сточной канавы / The Gutter Prayer (роман)

Автор: Гарет Ханрахан

Жанр: темное фэнтези

Издательство: Эксмо

Серия: Fanzon. Наш выбор

Цикл: Наследие Черного Железа

Год издания: 2020 (в оригинале — 2019)

Перевод: Н. Иванов

Похожие произведения:

  • Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов» (роман)
  • Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (цикл)

Что получится, если геймдизайнер захочет создать мрачный фэнтезийный роман? На свет появится «Молитва из сточной канавы»! Это первый опыт крупной прозы для автора; хочется, конечно, сказать про «первый блин комом», но не все так однозначно. Давайте разбираться.

Важно: «Молитва из сточной канавы» — это полноценный представитель школы «Новых странных». Здесь вам и крупный город как основная локация, и сплит из литературных приемов научной фантастики, фэнтези и хоррора, а гротеск пляшет рядышком с фантасмогорией. В наличии незаезженный (пока еще) основной фантдоп: если, например, Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля больше тяготеет к стимпанку, то Гвердон Гарета Ханрахана — это скорее «алхимпанк» (есть же такой, правда?). Технологическое развитие пошло по весьма своеобразному пути: тут вам и сверхгорючий флогистон, используемый вместо привычного пороха, и выполняющие функцию стражников големы-сальники, отлитые из алхимического воска, и непонятно как работающие алхимические двигатели. Все как и положено — странно и увлекательно.

Отдельным пунктом стоит упомянуть богов этой вселенной и их взаимоотношения со смертными. Боги здесь не вселенский разум, не существа наивысшего порядка, а лишь самоорганизующиеся магические завихрения. Суперпаразиты, которые в обмен на симбиоз могут одарить своего носителя запредельной мощью. Иногда люди сами прибегают к помощи богов, иногда боги без спроса подчиняют себе волю людей. Интересна так же концепция святости: если бог выбирает того или иного смертного своим проводником, то это чаще всего проклятие. Подарки, преподнесенные голодными до поклонения сущностями, это яд и сила в одном флаконе. Будучи «святым», ты можешь предсказывать будущее, но голоса в голове утопят твои собственные мысли; ты можешь стать неуязвимым для алхимического оружия, но святость изуродует твое тело так, что ты будешь напоминать человека лишь отдаленно. Только обезумевшие фанатики рьяно ждут прикосновения своих богов, и боги почти всегда отвечают.

Ханрахан явно перебарщивает с вольностями в авторском тексте. Здесь это не эдакий бесстрастный наблюдатель, который комментирует, но не вмешивается. Коробит от того, что в нейтральный нарратив продираются жаргонизмы и нецензурные ругательства, которые неплохо было бы оставить на устах персонажей.

Персонажи у Ханрахана… Возможно, переводчики напортачили, но иногда кажется, будто одни и те же речевые паттерны раздали разным персонажам. И нет, речь не о каких-то местных ругательствах, особенностях диалектов и прочем. Герои. Разговаривают. Одинаково.

О Гвердоне в книге рассказано много, да, порою действительно кажется, что город отдельный персонаж книги: даже не совсем умелый, спотыкающийся нарратив Ханрахана не мешает познакомиться с диковинным полисом с разных сторон. Великие умы Ханрахановского мира часто цитируют научные труды прошлого, много говорится об архитектуре и традициях. Говорится, но не показывается. Город предстает перед нами стерильной схемой районов и улиц. Ханрахан наметил примерные контуры, но никакой конкретики не дал: окна, фасады, скульптуры, балюстрады и прочая красота — об этом всем рассказано чудовищно мало.

Нарратив. Тут прямо чувствуется рука геймдизайнера. Есть стойкое ощущение, что сюжет сочинялся в процессе написания, а не наоборот. Словно застенографировали одну из сессий Dungeons&Dragons: гейм-мастер рисует подземелье под ногами партии и думает лишь на пару шагов вперед, очень часто ставка делается на «вот это поворот». У романа нет хребта, он студенистый, многие события вяло влияют на сюжет (если вообще влияют) и происходят только потому, что должны произойти. Ханрахану важнее создать красивую картинку, чем связать все части повествования воедино, из-за этого часто начинаешь путаться в нагромождении событий, спотыкаешься мыслями, возвращаешься на пару глав обратно — вникать и понимать.

Роман, несомненно, получился интересным, но в нем имеется существенное количество огрехов, которые мешают с головой окунуться в этот диковинный фэнтезийный мир. Да, Гарет Ханрахан не новичок, но его навык заточен исключительно под нарративный дизайн компьютерных игр и написание рулбуков игр настольных. Нет, первый блин вышел не комом, но с кривыми и рваными краями.

Будем следить и надеяться.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)