DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ПОМЕСТЬЕ ПРИЗРАКОВ

Не страшно о страшном

Мегаломаньяк. Реинкарнация / Megalomaniac

Бельгия, 2022

Жанр: ужасы

Режиссер: Карим Уэлхаж

Сценарий: Карим Уэлхаж

В ролях: Элайн Шумахер, Бенжамен Рамон, Хелен Моор, Вим Вилларт, Рафаэль Брюно, Пьер Ниссе и другие

Похожие произведения:

  • «Мастема: Возмездие» (2022)
  • «Избитый до смерти» (2022)
  • «Рождение/перерождение» (2023)

«Мегаломаньяк. Реинкарнация» бельгийского режиссера Карима Уэлхажа, несмотря на указанный жанр, совсем не страшное кино. Не фильм ужасов в классическом стиле и не триллер. Хотя и эти элементы присутствуют. Скорее это фильм-размышление о природе жестокости одного человека над другим, насилии, гегемонии и господстве. И почему все это происходит. Почему часто гегемон всегда гегемон, а жертва всегда жертва. Почему никому не удается измениться, да никто этого на самом деле и не хочет, потому все и остается неизменным.

Это также фильм о природе страха: у каждого он свой, даже у предполагаемого «насильника» и преступника Феликса (Бенжамен Рамон), главного героя фильма. Его имя не просто так означает «счастливый», «непотопляемый». Сразу понятно, что герой точно не пропадет и не попадется. Но страх есть даже у него – потерять власть: над сестрой Мартой (Элайн Шумахер) и всеми теми девушками, которых он насильно удерживает в своем доме. Феликс по-своему красив, молод, хорошо сложен, умен, остроумен, уверен в себе, никогда не допускает сомнений, бесстрашен и удачлив. Феликс непотопляем. Но он ли – мегаломаньяк?

За весь фильм не было ни одного акта того насилия, которое подразумевает название «маньяк». Феликс просто подчиняет себе людей, приковывает цепями, полураздевает. Но он не насилует в прямом смысле, или же это намеренно осталось за кадром. Он угнетает и унижает, подчиняет своей воле. А его жертвы всегда покладисты – что девушки, заточенные в его доме, что сестра.

Марта – настоящая хозяйка, так, кстати, переводится и ее имя. Она хозяйка дома: работает уборщицей на заводе, готовит еду, кормит пленниц. В отличие от Феликса Марта – серая мышка: она невзрачна, не уверена в себе, считает себя жирной и действительно не худа. Она не может за себя постоять и дать отпор насильнику. И ей некому об этом рассказать.

На постере фильма изображена именно Марта. Может, она и есть настоящий мегаломаньяк? Только женского рода. Но между тем Марта очень покладиста. Говорит пленнице Феликса: «Никогда не вставай при Феликсе», «Никогда не смотри ему в глаза – он всегда прав. Всегда, всегда. Для мужчин это нормально, сама знаешь».

Пленница, которую Марта называет Кисой (Хелен Моор), не произносит ни одного слова, только всхлипывает. И кажется, что она совсем не хочет оттуда сбежать – потому что ни разу не пытается. А когда ее случайным образом заметив, освобождает от цепи социальный работник мадам Коничи (Рафаэль Брюно), Киса все же убегает, но ненадолго. Феликс быстро обнаруживает беглянку, которая сама выходит на его машину.

Вообще все пространство действия фильма практически безлюдно. Герои – Феликс, Марта, Киса, трое рабочих с завода, мадам Коничи, остальные фантомы (то ли галлюцинации Марты и Феликса, то ли действительно реальные существа, то ли воспоминания о тех, кто был в прошлом). Оттого создается ощущение вакуума, безысходности побега и невозможности каких бы то ни было перемен. Феликс как держал пленниц, так и будет. Марта как была при нем, так и останется. Пленницы как сидели на цепях, так и продолжат сидеть. Однако финал весьма внезапен и неплох, что становится полной неожиданностью после гнетущей атмосферы всей картины.

Интересно основное место действия фильма – дом Феликса в старинном стиле: винтовая лестница, высокие потолки, огромные площади, антикварная мебель и посуда, множество чучел птиц, постоянно приглушенный свет. Все это должно способствовать нагнетанию ужаса. Периодически появляются черные фигуры – они пугают всех, кроме Феликса и зрителя.

Вообще фильм изо всех сил старается напугать, но в истории нет тех, кому сочувствуешь, и тех, кого хотелось бы спасти. Все закономерно и существует по задуманному режиссером плану. Видимо, поэтому фильм совсем не страшный. Но можно понаблюдать за историей отношений брата и сестры. И нетипичным финалом, современным и не современным одновременно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)