Девочки против Бога /Å hate Gud (авторская книга)
Автор: Енню Вал
Жанр: мистика, триллер, хоррор, нон-фикшн
Издательство: «РИПОЛ классик»
Серия: «Untitled - fiction»
Год издания: 2022 В оригинале: 2018
Перевод: Орлова А. А.
Похожие произведения:
- Наоми Вульф «Миф о красоте» (нон-фикшн)
Книга разбита на три части: «Колдовство», «Лес» и «Яйцо». Первая часть – самая объемная, оставшиеся две скорее напоминают главы. Само произведение – нон-фикшн без четкого сюжета, по размерам сопоставимое с повестью. Однако оно воспринимается как нечто большее из-за высокой абстрактности. За всеми сюрреалистичными сценами кроется внятный посыл: «Я не хочу быть такой, как вы». И посыл этот постепенно становится навязчивым.
Если читать не по порядку, то единственное, что будет смущать, – две героини: Венке и Тереза. Это подруги автора, они вводятся в начале произведения. Больше на восприятие текста существенно не повлияет, наверное, ничего. Он слишком авангарден, и обилие образов быстро приедается. Язык силен. Надо отдать должное переводчице. Обращение к читателям демонстративно делается в женском лице, а ля «Ты видела» или «Ты переживала».
Понятие Бога здесь выходит за пределы религии. Бог – это и учителя в школе, и капитализм, и ядерное оружие. Ненависть к нему показана не как жажда причинить вред, а как некий протест сродни подростковому бунту. Автор с упоением вспоминает, как ругалась в школьные годы словечком «черт», как называла свое жилище «обителью ведьм», как ненавидела белый цвет. Вместе с тем эта ненависть плюшевая, комнатная. Она не помешала ее носительнице отдохнуть в Японии и посетить с гастролями США. То есть можно совмещать ненависть к капитализму и возможности, предоставленные им.
Даже игра в блэк-металлической группе стимулирована церковной догмой, царящей вокруг. При этом Енню Вал не отрицает, что препятствий в занятии музыкой ей не чинили. Ее не воспринимали всерьез. Парней-металлистов за внешний вид могли поколотить, автора – нет. Ее называли хмурой – даже не сердитой, говорили, что она не выйдет замуж.
В книге много сюрреализма. Тут и принтеры, печатающие младенцев, и несуществующие здания, живущие своей жизнью, и роды, претерпеваемые мужчиной (во второй части). Здесь есть определенная символика, но с каждой страницей считывать ее все тяжелее. Складывается впечатление просмотра артхаусного документального фильма, в котором одна сцена повторяется на разные лады. «Я не хочу быть такой, как вы».
Помимо Терезы и Венке, в книге присутствует еще одна героиня – неодушевленная. Это девочка с картины норвежского художника Эдварда Мунка. Картина называется «Созревание», на ней изображена обнаженная девочка-подросток, которая сидит на постели. Автор мечтает освободить нарисованную девочку, защитить ее от посторонних взглядов. А еще она хочет, чтобы девочка убила своего создателя.
Есть ли здесь хоррор? Ну… некоторых может отпугнуть даже название. Редакция сделала оговорку о художественном вымысле и отсутствии цели оскорбить чувства верующих. Однако все это напоминает тонкий коммерческий ход, эффектный жест ради привлечения внимания. Ненависть здесь – скорее возможность идти против большинства, а христиане – просто часть современного общества, эдакие провинциальные реднеки, боящиеся слова «черт» и навязывающие свое мнение. Сравнение металлической музыки с перевернутым крестом – красивая метафора, но сама по себе она не является страхом. Богохульство понимается автором как созидание, как победа над дисциплиной.
И вот здесь можно поискать хоррор. Хоррор как свободу, как выход за грань. Здесь же прослеживается связь с рок-музыкой, с ее мрачной (отталкивающей для многих) символикой. Все эти монстры и черепа, вся тяга к саморазрушению – не более чем вызов большинству. Выплеск адреналина. Способность отстоять свое «я», не растворившись в господствующей традиции.
Эта книга, наверное, не смогла бы появиться еще в начале двадцатого века. В ней есть феминизм, есть желание драться, но драться комфортно: с доступом в интернет и возможностью путешествовать. Хоррор здесь – как приманка. И приманка эта работает. Но есть и обратная сторона: красивость фраз и яркость метафор быстро утомляют – любителей красоты (ну ладно, ладно, ненависти) ради нее самой найдется немного.
«Девочки против Бога» – история одного характера. «Когда сжигают ведьму, с дымом уходит сопротивление», – пишет автор. Но костер автора метафизический. Енню Вал – сама продукт мира, который осуждает. И этот мир дал ей возможность высказаться.
Комментариев: 0 RSS