DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Ненависть как саморазвитие

Девочки против Бога /Å hate Gud (авторская книга)

Автор: Енню Вал

Жанр: мистика, триллер, хоррор, нон-фикшн

Издательство: «РИПОЛ классик»

Серия: «Untitled - fiction»

Год издания: 2022 В оригинале: 2018

Перевод:  Орлова А. А.

Похожие произведения:

  • Наоми Вульф «Миф о красоте» (нон-фикшн)

Книга разбита на три части: «Колдовство», «Лес» и «Яйцо». Первая часть – самая объемная, оставшиеся две скорее напоминают главы. Само произведение – нон-фикшн без четкого сюжета, по размерам сопоставимое с повестью. Однако оно воспринимается как нечто большее из-за высокой абстрактности. За всеми сюрреалистичными сценами кроется внятный посыл: «Я не хочу быть такой, как вы». И посыл этот постепенно становится навязчивым.

Если читать не по порядку, то единственное, что будет смущать, – две героини: Венке и Тереза. Это подруги автора, они вводятся в начале произведения. Больше на восприятие текста существенно не повлияет, наверное, ничего. Он слишком авангарден, и обилие образов быстро приедается. Язык силен. Надо отдать должное переводчице. Обращение к читателям демонстративно делается в женском лице, а ля «Ты видела» или «Ты переживала».

Понятие Бога здесь выходит за пределы религии. Бог – это и учителя в школе, и капитализм, и ядерное оружие. Ненависть к нему показана не как жажда причинить вред, а как некий протест сродни подростковому бунту. Автор с упоением вспоминает, как ругалась в школьные годы словечком «черт», как называла свое жилище «обителью ведьм», как ненавидела белый цвет. Вместе с тем эта ненависть плюшевая, комнатная. Она не помешала ее носительнице отдохнуть в Японии и посетить с гастролями США. То есть можно совмещать ненависть к капитализму и возможности, предоставленные им.

Даже игра в блэк-металлической группе стимулирована церковной догмой, царящей вокруг. При этом Енню Вал не отрицает, что препятствий в занятии музыкой ей не чинили. Ее не воспринимали всерьез. Парней-металлистов за внешний вид могли поколотить, автора – нет. Ее называли хмурой – даже не сердитой, говорили, что она не выйдет замуж.

В книге много сюрреализма. Тут и принтеры, печатающие младенцев, и несуществующие здания, живущие своей жизнью, и роды, претерпеваемые мужчиной (во второй части). Здесь есть определенная символика, но с каждой страницей считывать ее все тяжелее. Складывается впечатление просмотра артхаусного документального фильма, в котором одна сцена повторяется на разные лады. «Я не хочу быть такой, как вы».

Помимо Терезы и Венке, в книге присутствует еще одна героиня – неодушевленная. Это девочка с картины норвежского художника Эдварда Мунка. Картина называется «Созревание», на ней изображена обнаженная девочка-подросток, которая сидит на постели. Автор мечтает освободить нарисованную девочку, защитить ее от посторонних взглядов. А еще она хочет, чтобы девочка убила своего создателя.

Есть ли здесь хоррор? Ну… некоторых может отпугнуть даже название. Редакция сделала оговорку о художественном вымысле и отсутствии цели оскорбить чувства верующих. Однако все это напоминает тонкий коммерческий ход, эффектный жест ради привлечения внимания. Ненависть здесь – скорее возможность идти против большинства, а христиане – просто часть современного общества, эдакие провинциальные реднеки, боящиеся слова «черт» и навязывающие свое мнение. Сравнение металлической музыки с перевернутым крестом – красивая метафора, но сама по себе она не является страхом. Богохульство понимается автором как созидание, как победа над дисциплиной.

И вот здесь можно поискать хоррор. Хоррор как свободу, как выход за грань. Здесь же прослеживается связь с рок-музыкой, с ее мрачной (отталкивающей для многих) символикой. Все эти монстры и черепа, вся тяга к саморазрушению – не более чем вызов большинству. Выплеск адреналина. Способность отстоять свое «я», не растворившись в господствующей традиции.

Эта книга, наверное, не смогла бы появиться еще в начале двадцатого века. В ней есть феминизм, есть желание драться, но драться комфортно: с доступом в интернет и возможностью путешествовать. Хоррор здесь – как приманка. И приманка эта работает. Но есть и обратная сторона: красивость фраз и яркость метафор быстро утомляют – любителей красоты (ну ладно, ладно, ненависти) ради нее самой найдется немного.

«Девочки против Бога» – история одного характера. «Когда сжигают ведьму, с дымом уходит сопротивление», – пишет автор. Но костер автора метафизический. Енню Вал – сама продукт мира, который осуждает. И этот мир дал ей возможность высказаться.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)