Темные очки / Occhiali neri
Италия, Франция, 2021
Жанр: триллер, джалло
Режиссер: Дарио Ардженто
Сценарий: Дарио Ардженто, Франко Феррини
В ролях: Иления Пасторелли, Азия Ардженто, Андреа Герпелли, Марио Пирелло, Мария Розария Руссо
Похожие фильмы:
- «Кошка о девяти хвостах» (1971)
- «Не вижу зла» (1971)
Новость о том, что признанный мастер итальянского хоррора вернулся к своему излюбленному жанру джалло, возбудила ожидания критиков и воображение поклонников эстетских страшилок. Ведь джалло как жанр давно мёртв. И несмотря на то, что периодически элементы стиля триллеров по-итальянски (как их называют на родине) проявляются в некоторых европейских образцах страшного жанра, очевидного факта это не меняет — пациент скорее действительно мертв, чем жив.
Возможно, одной из последних (и вполне удачных) попыток реанимации был итальянский шокер «Тульпа», снятый в 2012-м, в тот год, когда Дарио Ардженто выпустил небесспорную версию «Дракулы» в 3D, созданную в стилистике театрального маньеризма. Поклонники Ардженто картину приняли в штыки, а напрасно: она свидетельствовала о том, что один из лучших мастеров саспенса и эстетского насилия искал себя в новых темах. И уж точно эта лента интереснее его очередной попытки снять джалло.
Несмотря на премьеру в рамках престижного Берлинского кинофестиваля, «Темные очки» скорее разочаровывают, ибо представляют собой перепевку тем предыдущих лент Ардженто, начиная с «Кошки о девяти хвостах» (1971), где уже фигурировал слепой персонаж. С тех пор вышла целая череда триллеров, где маньяк преследует инвалидов по зрению, начиная с образцового английского саспенса «Не вижу зла» с прекрасной Миа Фэрроу и заканчивая относительно недавним шокером от немца Марселя Вальца «Слепая» (2019).
Господи, даже Марсель Вальц, постановщик раздражающих гомоэротических сплаттеров, сумел придумать интересный поворот, а вот выдающийся хоррормейкер на пару с не менее значительным сценаристом Франко Феррини не сумели преодолеть инерцию материала, так что перед нами триллер, практически лишенный каких-либо неожиданных поворотов. Не повезло и с персонажами — весь второй план обезличен, и даже героиня Азии Ардженто ничего из себя не представляет в драматургическом смысле, особенно если сравнить с предыдущими ее ролями в фильмах отца. Типично арджентовский финал с уничтожением маньяка самой природой, что в других фильмах мастера, например в «Феномене» (1984), восхищало постановочным мастерством и свидетельствовало об излюбленной мысли режиссера о том, что зло несвойственно мирозданию и исторгается из него, — и тот вышел каким-то скомканным. Возможно, по причине непримечательной личности маньяка, у которого и мотивов иных нет, кроме уязвленного мужского самолюбия.
Сцены насилия, в эстетике джалло представляющие собой целый спектакль, вышли неинтересными, лишенными драматического напряжения. Маньяк мог с таким же успехом вообще никого не убивать или пользоваться пистолетом — тогда у ленты было бы больше общего с американскими триллерами о поимке убивца. В одной сцене, кстати, злодей даже дерется, и это практически единственный эпизод, который вызывает интерес — такого поворота событий точно не ожидаешь. Еще стоит отметить короткую сцену кошмара — в ней узнается прежний Ардженто, виртуозно умевший манипулировать фрейдистскими образами. Заслуживает похвалы и композитор Арно Реботини: его тревожный саундтрек во многом создает мрачную атмосферу близкого кошмара.
Конечно, «Темные очки» — не такой провал, как предыдущая попытка режиссера вернуться к джалло под названием «Желтый» (2008), но и хвалить новую работу особо не за что — пресный середнячок, который едва ли выдержит конкуренцию с триллерами дерзкой молодежи, взять хоть «Слепую» Марселя Вальца. Период шедевров в творчестве Ардженто закончился давным-давно, так что и ленты 1990-х выглядели как комментарии к прежним великим работам. Но даже в 2000-е постановщик снимал крепкие профессиональные триллеры, будь то «Игрок» (2003) или «Вам нравится Хичкок?» (2005). А после ознакомления с этим слабым подражанием Ардженто самому себе хочется пересмотреть даже не лучший его джалло или триллер вроде «Травмы» или «Игрока» — только бы забыть эту по-старчески немощную попытку собрать из собственных наработок что-то похожее на джалло. Увы, получился шалтай-болтай, который свалился, даже не успев залезть на стену.
Комментариев: 0 RSS