Тихая ночь, смертельная ночь / Silent Night, Deadly Night
США, 1984
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Чарльз Е. Селлер мл.
Сценарий: Майкл Хикки, Пол Кейми
В ролях: Лилиан Шовин, Гилмер Маккормик, Тони Неро, Роберт Брайан Уилсон
Похожие фильмы:
- «Ты лучше смотри в оба» (1980)
- «Тихая ночь, смертельная ночь 2» (1987)
- «Безмолвная ночь» (2012)
Психологи утверждают, что все наши проблемы идут из детства. Главный герой фильма «Тихая ночь, смертельная ночь» — Билли — точно с этим согласится. Будучи ребенком, он пережил страшный шок: убийца в костюме Санта-Клауса безжалостно расправился с его родителями. Сам мальчик чудом остался жив, но получил серьезную психологическую травму, которая, как старая рана, открывалась и жутко ныла с приходом новогодних праздников. Но на этом испытания, которые судьба-злодейка уготовила для бедного паренька, еще не закончились. После смерти мамы и папы малыш Билли попадает в приют, где хозяйничает властная монахиня. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой, она наказывает его ремнем и силой заставляет сидеть на коленях у Санты, отчего ситуация лишь усугубляется. Так, капля за каплей, незаметно рождается новый маньяк…
«Тихая ночь, смертельная ночь» вышла в период, который кинокритики именуют «золотым веком» слэшеров. Мир уже успел познакомиться с Майклом Майерсом и Джейсоном Вурхисом и с нетерпением ждал новых антигероев. Особенностью подобных фильмов всегда была относительная дешевизна производства, что при удачном раскладе давало шанс срубить неплохой куш в прокате. Режиссер фильма, Чарльз Е. Селлер — младший, на хоррорах никогда не специализировался. Начинал он как продюсер и в игровое кино пришел из документального, так что «Тихая ночь, смертельная ночь» стала фактически его художественным дебютом. После этого Селлер переключился на совершенно другие жанры, снял одну комедию и один боевик и в итоге вновь сосредоточился на продюсировании, закончив свою режиссерскую карьеру в 1985 году. Практически одновременно с этим Чарльз сделал окончательный выбор в пользу документальных фильмов.
Маньяк, конечно, главная звезда любого слэшера. Он визитная карточка и «официальное» лицо, от которого в значительной степени зависит успех всей затеи. На фоне того многообразия убийц-психопатов, что царил в конце 70-х — начале 80-х, выделиться было сложно. Поэтому неудивительно, что создатели фильма решили сыграть на контрасте и надеть на парня с топором знакомый всем красный тулуп и пушистую бороду. Но Санта-Клаус не просто символ Нового года, он олицетворение всего светлого, доброго и чистого. Естественно, что использование его образа в качестве сумасшедшего убийцы пришлось по вкусу далеко не каждому. Множество родителей выразили свой протест, и картина продержалась в кинотеатрах всего лишь две недели. Тем не менее это не помешало ей собрать кассу в два раза больше своего бюджета, а через год благополучно перекочевать на видеокассеты.
Селлер-младший состряпал «новогодний» слэшер в лучших традициях жанра. В фильме много крови и обнаженки. Девушки с пышными грудями непременно будут спасаться от убийцы топлес и громко визжать, из последних сил цепляясь за жизнь. Маньяк, словно живая машина, будет сеять смерть на каждом шагу и крушить все подряд. Сцены убийств сложно упрекнуть в низком качестве, все сделано достойно и смотрится хорошо даже сейчас, спустя почти сорок лет. В качестве любимого оружия у Санты-Билли выступает топор, но парень наделен недюжинной силой (реверанс в сторону Майерса и Вурхиса), так что зачастую расправляется со своими жертвами голыми руками.
Главное отличие от все тех же «Пятницы, 13-е» (1980) и «Хэллоуина» (1978) — это то, что у Селлера маньяк выступает фактически как протагонист. Это история именно о нем, о его «демонах», о его пути, на котором милый маленький мальчик превращается в свой самый жуткий ночной кошмар. Основная интрига фильма, по сути, заключается в «убьет — не убьет» или «спасется — не спасется». Кто убийца и как он им стал, режиссер заявляет в самом начале, предлагая не ломать голову над его личностью, а просто насладиться «новогодней мясорубкой».
Как любой уважающий себя слэшер, «Тихая ночь, смертельная ночь» не могла обойтись без продолжений. В итоге дело дошло аж до пятой части. И если второй и третий фильмы развивали оригинальную историю, где дело Билли продолжал его младший брат Рикки, то дальше правила игры сильно изменились. Сюжет впитал в себя мистическую тему и значительно отодвинулся в сторону от первоисточника. Так что назвать всю франшизу единым целым довольно сложно.
Конечно, «новогоднему» слэшеру довольно сложно выпрыгнуть из-за могучих спин своих более матерых собратьев. В схватке один на один с Майерсом бедняга Билли непременно окажется на лопатках. Но тем не менее «Тихая ночь, смертельная ночь» — это достойный продолжатель традиций и один из последних представителей «золотого века» слэшеров, который определенно заслуживает вашего внимания.
Комментариев: 0 RSS