DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПИЛА. ДЖОКЕР

О здоровом эгоцентризме

Исполнитель: Oomph!

Название альбома: Ego

Жанр: NDH

Страна: Германия

Лейбл: Virgin Schallplatten

Дата выхода: 7 июля 2001 года

Neue deutsche Härte («новая немецкая тяжесть») — одно из популярнейших направлений тяжелой музыки в континентальной Европе. Оно по большей части характеризуется глубоким, чистым мужским вокалом, приближенным к танцевальному ритмом, гимноподобными припевами и смешиванием металлического (точнее, грув-метал) и электронного (близкого к EBM — electronic body music) звучания. Главные популяризаторы направления — культовая немецкая группа Rammstein, которая в представлении не нуждается. Общеизвестно, что термин NDH изобрела пресса после выхода их дебютного альбома. А вот чего некоторые могли и не знать — так это того, что с идеей смешать элементы EBM и грув-метала первыми выступили совсем другие люди, соотечественники «Раммов» — чуть менее, но все же очень известная группа Oomph! (да, название пишется с восклицательным знаком). О них и пойдет речь.

Первым альбомом Oomph! в стилистике NDH считается «Sperm», вышедший в 1994 году. До тех пор они играли чистый EBM, а теперь значительно утяжелили свое звучание. Отмечается, что лирика стала более провокационной, под стать названию группы, которое, к слову, отсылает к немецкоязычному звукоподражанию женскому оргазму. В последующих альбомах ребята много экспериментировали: сначала с еще более агрессивным саундом («Defekt», 1995), затем с преимущественно спокойным и мелодичным («Plastik», 1999).

2001 год запомнился многим поклонникам тяжелой музыки великолепным альбомом Rammstein «Mutter», который задал одновременно моду и высокую планку в своем жанре на долгие годы вперед. Возможно, поэтому вышедший у Oomph! три месяца спустя «Ego» критики встретили прохладно. Зато крайне благожелательно новый репертуар группы восприняли поклонники окологотического коллектива HIM, с которым у Деро и компании вскоре состоялся совместный тур.

Что же ценители HIM нашли в этой работе первопроходцев NDH? И чего не нашли в ней критики? Давайте посмотрим на композиции альбома (исключая небольшие интерлюдии) и попробуем разобраться.

«Ego»

Первый, одноименный трек оставляет противоречивое впечатление. Задумка, очевидно, была в том, чтобы в куплетах нагонять атмосферу, мягко подводя к мощной разрядке в припеве. И если первая часть плана воплощена практически идеально, то со второй, как говорится в известном анекдоте, есть нюанс. Припев вышел чересчур ровным, прилизанным, а его концовка кажется несколько смазанной, будто Деро и компания долго над ней думали, не придумали ничего и в итоге решили закончить «хоть как-то». Неудивительно, если кого-то это сразу настроило на критический лад.

«Supernova»

Эта песня и клип на нее стали главным хитом альбома и полюбились поклонникам. Стоит отметить, что раскрывается композиция не сразу — главная часть припева с незатейливым, но цепляющим ритмом звучит лишь после второго куплета. До этого момента ребята маринуют слушателя целых две минуты. Этакое вознаграждение для терпеливых.

«Willst Du Frei Sein»

Здесь неторопливо раскачивающийся альбом решает-таки показать зубы. Трек звучит жестче предыдущих, особенно в припеве, где ударение в каждой строке камнем падает на последний слог, побуждая тряхнуть головой в такт. Вводная часть припева сама по себе звучит так же несуразно, как в предыдущем треке, но здесь она выводится только в связке с главной частью, за счет чего композиция звучит более цельно и запоминается как одна из самых ярких — как минимум в первой половине альбома.

«Drop the Lie»

Да, пионеры NDH некогда любили нарушать одну из его главных традиций — использовали английский язык вместо немецкого. Здесь Деро активно играет на контрасте. В куплете слышим печально-академичный вокал, затем, во вводной части припева, — практически оперные, вальяжные распевы, а в основной его части — внезапно шипение сродни нарочито неумелой попытке петь экстрим-вокалом. Звучит неканонично для жанра, но свежо и оригинально.

«Bitter»

Медленная, не слишком выразительная композиция. Если снова вспомнить о канонах, ни на танцевальный боевик, ни на эпическую балладу, коими славится жанр, этот трек не похож. По духу скорее напоминает Tiamat времен альбома «Skeleton Skeletron» (1999). Неудивительно, что такая музыка понравилась поклонникам слащавых, но все же мрачненьких HIM.

«Transformation»

Следующая композиция звучит значительно ближе к ранним Oomph! Припев цепляет своей простотой, гитарный рифф звучит бодро (хоть и несколько приедается к концу), а между делом Деро успевает выдать практически театральную эмоцию. Напрашивается оценка «неплохо, но эти ребята могут и лучше»…

«Atem»

…и они тут же это доказывают. «Atem», как и «Bitter», звучит ближе к готик-року, чем к новой немецкой тяжести, но теперь наш вокально-инструментальный ансамбль имени женского оргазма наконец решил выложиться на полную. Атмосфера светлой печали оказывает восхитительно вдохновляющий эффект, а мелодия и лирика запоминаются с первого же прослушивания. Если вы, конечно, не против щепотки готики в своем NDH-плейлисте.

«Swallow»

Здесь в первую очередь отметим чувственную манеру исполнения Деро в куплетах. Впечатление от них глубже, чем от припева, который не то чтобы слаб, но звучит явно менее ярко и более обыденно. К тому же состоит он из двух повторяющихся строк, что, как и рифф из «Transformation», может надоесть еще до окончания песни.

«Viel Zu Tief»

Пожалуй, самое слабое место альбома. Слова что в куплете, что в припеве звучат маловыразительно, особенно в сравнении с большинством предыдущих композиций. Положительно отметить можно разве что бодрый проигрыш с эффектом, напоминающим колокольный звон.

«My Darkest Cave»

Напоминает «Supernova» и «Willst Du Frei Sein» — первое впечатление столь же (или даже в большей степени) обманчиво. В куплетах под невыразительный аккомпанемент Деро не столько поет, сколько зачитывает текст, причем в довольно небрежной манере, будто «на отвяжись». Но затем, после небольшой паузы, приятной тяжестью ударяют бас-гитара и эффектный, хрипло рычащий вокал, образуя моментально захватывающий внимание ритм. Когда знаешь об этом сюрпризе, упомянутая небрежность куплетов воспринимается едва ли не как плюс — ведь на их фоне за счет контраста великолепный припев звучит вдвое ярче.

«Rette Mich»

Чуть более классическая по звучанию NDH-баллада с интересной структурой: после первого куплета звучит только первая половина припева, после второго — вторая, и лишь после короткой паузы мы слышим их в связке. Стройный и глубокий вокал Деро успешно задает драматичную атмосферу, а гитарный рифф звучит приятно и ненавязчиво.

«Who You Are»

Следующий трек по духу напоминает вышеупомянутый «My Darkest Cave». За почти столь же невыразительным, тягучим куплетом следует яркий, захватывающий припев. Причем куплет состоит всего из одного четверостишия, а припев — аж из трех. С мощнейшей энергетикой и эмоциональностью последнего у слушателя нет ни шанса заскучать.

«Kontrollverlust»

И снова медленный, даже несколько затянутый, меланхолично-флегматичный куплет под легкий, но немного тревожный аккомпанемент. За ним — такая же медленная подводка к припеву, где чистый вокал Деро раскрывается во всю ширь. И на контрасте — взрывной, зажигательный припев, завершающийся внезапным возвращением к лиричной ноте. Таким образом, концепция эмоциональных «американских горок» работает здесь на все сто процентов, и это прекрасный выбор для завершения альбома.

«Niemand»

В итоговое издание Ego этот трек не попал, но вышел синглом в период активного продвижения альбома. Он несколько отличается по духу от большинства вышеперечисленных композиций и звучит гораздо ближе к тому, что можно ожидать от исполнителя NDH. Вокал Деро умело балансирует между мягкостью и брутальностью, а классическая композиция воспринимается проработанной и цельной, с уверенной точкой в конце.

***

В заключение вернемся к тому, с чего начали. Кому должно быть интересно искусство? Потребителю? Само собой, иначе оно теряет львиную долю смысла. Критикам? Да, тоже было бы неплохо, иначе есть риск, что оно захлебнется в разгромных рецензиях.

Но в первую очередь искусство должно быть интересно автору. Без выполнения этого условия совершенно невозможно создать что-то по-настоящему прекрасное.

Но что, если ради этого нужно пойти против ожиданий публики? Деро и компания не побоялись сделать такой шаг в этой своей работе, и их пример наглядно демонстрирует, как настоящее искусство находит свою аудиторию, пускай и в неожиданных местах. Попытайся они скопировать своих более популярных коллег по цеху — наверняка вышло бы и вполовину не так интересно, и им пришлось бы смириться с положением «номера два» в своем жанре. Но вместо этого Oomph! проложили собственный путь через стилистические эксперименты и позитивный обман ожиданий слушателя, что делает их музыку сильно отличной от Rammstein. Пожалуй, это и есть наглядный и вдохновляющий пример здорового авторского эгоцентризма.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)