DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Олдскулы свело

Дневная смена / Day Shift

США, 2022

Жанр: ужасы, боевик, комедия

Режиссер: Дж.Дж. Перри

Сценарий: Шэй Хаттен, Тайлер Тайс

В ролях: Джейми Фокс, Дэйв Франко, Карла Соуса

Похожие фильмы:

  • «Вампиры» (1998)
  • «Кобра» (1986)
  • Любой «бадди муви» из 1990-х

Эх, «Дневная смена», неоднозначная ты стерва. Очередной Netflix-проект, который хочется хвалить и ругать примерно в равной степени, потому что на каждый плюс в фильме найдется минус, и наоборот. Но обо всем по порядку.

Недобрую службу фильму сослужили трейлеры, которые с ходу раскрывают главную фишку. А ведь представьте: начинается все с того, что чернокожий чистильщик бассейна влезает в хозяйский дом, подозрительно его обшаривает, встречает там милую старушку — и выносит ее в другой конец комнаты выстрелом из дробовика. Зрители такие: «Вот это ни фига же себе!» Вернее, они могли бы так сказать, если бы эпизод не был проспойлерен в рекламном ролике.

Итак, знакомьтесь — Бад Яблонски, фрилансер и охотник на вампиров, выгнанный из профсоюза за регулярные нарушения всех возможных статей и законов. Его семья, не подозревающая о роде занятий главного героя, планирует переехать на другой конец страны, и теперь ему необходимо вернуться обратно в профсоюз, чтобы срочно заработать достаточно денег и убедить близких остаться. К финансовым проблемам добавляется мстительная вампирша, которая идет по следу Бада. А еще ему в нагрузку дают напарника-новичка Сета, который должен стучать на героя не менее мстительному начальнику конторы. В общем, мистеру Яблонски предстоит нескучная неделька.

Структура фильма, как и завязка, явственно отдает «олдскулом»: у нас есть крутой и циничный протагонист, которому вручают партнера-лузера. Герои начинают взаимодействовать, потихоньку сглаживая острые углы друг друга — «крутыш» проявляет больше осмотрительности и человечности, у «нюни» отрастают метафорические cojones. В этом плане кастинг Джейми Фокса и Дэйва Франко под архетипы вышел удачным. Неторопливое начало фильма, которое знакомит нас с не всегда приятной повседневной жизнью Бада Яблонски, вообще удалось на славу, опять же отдавая классическими боевиками 80-х. За счет калифорнийской эстетики особенно вспоминается «Кобра», где герой Сталлоне жевал спичку и нарезал пиццу исключительно ножницами. Это — плюс.

Парный минус состоит в том, что комедийный аспект buddy movie не то чтобы совсем провален, но как минимум вышел таксебешным. Потому что нельзя в 2022 году серьезно воспринимать фильм, центральной шуткой юмора которого является то, что герой Франко в минуты стресса мочится в штаны, и педалирование его же излишней «хипстоты». Какая-никакая химия и реально смешные шутки между Бадом и Сетом появляются ближе к финалу, но про финал — другой вопрос. Стоит, правда, отметить, что «Дневная смена» не скатывается в постмодерн а-ля «Дэдпул» или последние фильмы «Марвел», поэтому имеющийся черный юмор в здешнем контексте смотрится уместно, а не как гипертрофированное подмигивание аудитории. Да и актеры второго плана жгут — из Эрика Ланжа получился отличный офисный тиран/«орущий начальник» с колоритным рыжим париком, а Питер Стормаре хорош в роли хозяина ломбарда, который прется по k-pop. И три актрисы на главных женских ролях красивые — хотя играть им тут особо нечего, так как прописывать их образы дальше «роковой злодейки с испанскими прибаутками» и «бывшей жены» сценаристы не стали.

Следующий плюс: подача охоты на вампиров здесь получилась близкой к, пардон за тавтологию, «Вампирам» Джона Карпентера. Кровососов истребляют цинично, бодро, эффектно, с шутками и прибаутками. Хотя с феерической матерщиной Джеймса Вудса здешние авторы даже тягаться не пытаются (кстати, парочка «матерый/теоретик» тоже отдает взаимоотношениями Джека Кроу и отца Адама из того же фильма). В отношении главных злодеев тоже работает олдскульный принцип «главгад+крутой молчаливый подручный с немецким именем». Сцена, где они осматривают результаты работы Бада, вообще удалась на славу. А тут еще главной злодейке, вампирше Одри, придумали внятную, объяснимую и логичную мотивацию. Даже как-то не хочется ругаться, что в результате она читает монологи, раскрывая герою свои планы чаще, чем приводит эти самые планы в действие, — законы жанра все-таки.

Парный минус: в результате злодеям (что главному, что подручному) банально не хватает харизмы и действительно эффектного мочилова. Принцип «лает, но не кусает». Более того, учитывая, как тщательно мы знакомимся с Бадом Яблонски, все остальные персонажи наметаны крупными мазками, а некоторые вторичные линии как будто бы были вырезаны ради хронометража. Особенно не повезло соседке главного героя — Хезер. Судя по всему, именно про нее была шутка про живущую рядом порнозвезду, а связанный с ней сюжетный твист ближе к финалу вообще явно намекает на то, что героиня должна была получить больше, чем уделенные ей полторы минуты экранного времени. Либо же это косяк сценаристов, которые (кстати) в какой-то момент вводят «хороших» вампиров, при этом не задумываясь, что данное открытие должно капитально реконтекстуализировать все предыдущие события в духе книги «Я — легенда». То есть как-то стремно становится, сколько же теоретически неплохих ребят успели укокошить охотники под шумок и без разбора.

Но зато тут есть Снуп Догг с миниганом. Просто Снуп Догг с миниганом. Этого достаточно. Это уже плюс сам по себе. Создатели, кстати, очень здраво представляют, как правильно использовать мистера Fo Shizzle My Nizzle — а именно дать ему ровно два колоритных эпизода. А то фанаты хоррора могут помнить фильм «Кости», где продюсеры несколько переоценили его актерские способности и в результате титульный маньяк из него не получился. Тут Снупа ровно столько, сколько нужно, чтобы он выглядел самым колоритным героем. И у него есть миниган — не забывайте.

К слову, о миниганах! Те же трейлеры утверждали, что «Дневную смену» снимали люди, «научившие Джона Уика надирать задницы». Не соврали — это режиссерский дебют Дж. Дж. Перри, который присоединился к плеяде каскадеров, ставших экшн-мейкерами (вроде Чада Стахельски, Дэвида Литча или Сэма Харгрейва). В результате непосредственно боевка получилась бодрой и насыщенной. Здешние вампиры представляют собой помесь рестлеров и гимнастов «Цирк дю Солей», поэтому бросают друг друга через колено и крутят сальто с видимым шиком и удовольствием. Лучшая сцена фильма — зачистка гнезда, где к Баду присоединяются матерые охотники братья Назарян. И одного из них играет Скотт Эдкинс. А если вы видели хоть один боевик уровня «Б» с Эдкинсом в главной роли, где ему дают реально развернуться (а именно — не изображать мебель, а ломать ее), то представляете, на что он способен. Проблема с боевой частью, по сути, только одна: ее мало. Начальный визит Бада к бабуле, короткая потасовка в боулинге, зачистка гнезда, погоня и финальный штурм вампирских катакомб. Всё. Да, получилось бодро и качественно. Но на почти 100 минут фильма — маловато, в результате в какой-то момент темп повествования начинает ощутимо провисать.

Ну и, естественно, «Дневной смене» не хватает оригинальности. Сложно снять фильм об «организации, которая охотится на пришельцев/вампиров/вставьте нужную нечисть», который не будет смахивать на «Людей в черном». В данной линейке «Дневная смена» — вариант далеко не худший (всегда есть «R.I.P.D», который не спасли даже Райан Рейнольдс и Джефф Бриджес), но и не лучший. Заявленная мифология из пяти видов вампиров (плюс фамильяры-«ренфилды») ни разу не сыграла. Упоминания о божественном статусе вампиров прошлого — не пригодились. Учитывая легкий тон фильма, и тот факт, что на масштабные перестрелки и кучи трупов без передних зубов никак не реагирует полиция, особых вопросов не вызывает, но и на «приостановку неверия» не работает. В смысле, если поставить себе такую задачу, то в сюжетных дырах и лорных нестыковках можно копаться очень долго.

В результате мы имеем тот редкий случай, когда оценочные агрегаторы вроде «Кинопоиска» и «IMDB» оказываются, во-первых, единодушными (оба дают «Дневной смене» 6 из 10 баллов), а во-вторых — абсолютно адекватными качеству продукта. Это действительно проходной фильма на «троечку», обладающий как вполне ощутимыми плюсами (актеры, атмосфера, боевые сцены, приятная старомодность), так и очевидными минусами (провисающий темп, неудачные шутки, злодеи без харизмы). В результате потратить один вечер на его просмотр можно, получить удовольствие — тоже, но вот статус классики (или хотя бы культового фильма, по аналогии с «Вампирами» Карпентера) и регулярные пересмотры ему вряд ли светят. Продолжение, скорее всего, тоже (несмотря на намеки про таинственного вампира по кличке «Эль Хефе»). Зато есть Снуп Догг. С миниганом. Если это сочетание вызывает у вас хотя бы легкую улыбку — то рискнуть и провести с «Дневной сменой» 100 минут вполне стоит!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)