DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

От голода спасения нет

Голод / The Hunger (роман)

Автор: Алма Катсу

Жанр: хоррор, триллер

Издательство: Эксмо

Серия: Universum. Дом монстров

Год издания: 2021 (в оригинале — 2018)

Перевод: Д. Старков

Похожие произведения:

Роман Алмы Катсу «Голод» относится к числу бестселлеров, основанных на реальных событиях. Однако читатель не заскучает от пересказа известной многим истории, потому что в книге переосмыслена трагедия экспедиции Доннера. Сюжет романа Алмы Катсу пошел по самостоятельному пути развития благодаря элементам ужаса и мистики. В реальном мире гибель экспедиции Доннера была вызвана объективными обстоятельствами — незнание маршрута, плохая подготовка руководителей, неспособность к экономии ресурсов, отсутствие планирования похода в целом. Алма Катсу посчитала, что все эти факторы не способны напугать современного читателя, и главной причиной катастрофы назначила трансцендентное начало. Мрачные существа из древних индейских легенд и внутренние демоны членов экспедиции предрешили закономерный финал книги.

Можно не согласиться с авторским выбором фантастического компонента. Гибель многочисленной группы переселенцев от голода, болезней и нужды страшна сама по себе. Идея освоения пространства и переселения большого количества людей через континент при отсутствии минимальной поддержки государства, сплоченности внутри коллектива, религиозных и семейных скреп обречена на провал. Читателю она покажется безумной даже без элементов мистики или хоррора. Например, когда начинается «экономически обоснованное людоедство», при котором семья принципиально не питается останками своих родственников, то у читателей кровь в жилах стынет.

Но как писать о расчеловечивании, чтобы не вызвать мощного общественного протеста? Алма Катсу, потрясенная и увлеченная разгадкой гибели множества семей, обошла эту этическую тему. Причиной краха рискованного путешествия она сделала древнюю магию и необоримую болезнь. Возможно, это и позволило несколько «обелить» в глазах читателей нравственный облик участников одной из самых ужасных и постыдных экспедиций в истории освоения североамериканского континента. С точки зрения Алмы Катсу, людей настиг Голод, которому никто не может противостоять, вне зависимости от порядочности и стойкости духа. Многие читатели будут благодарны автору за эту трактовку событий.

Алма Катсу взяла имена реальных прототипов и основательно «поработала» с их биографиями. Из послесловия мы узнаем, что над текстом трудились несколько исторических консультантов. С одной стороны, мы читаем об исторических личностях, а с другой стороны — перед нами новые, никогда не жившие на свете герои. Вместо скучных обывателей, которые направились на поиски лучшей доли, — яркие персонажи. Красавица, жаждущая инцеста и потому утоляющая свою страсть с любым встречным мужчиной. Муж-рогоносец, которому вверены судьбы десятков переселенцев, но который не может разобраться даже с семейной проблемой. Юная леди, слышащая голоса мертвых, но не желающая прослыть ведьмой. Убийца под маской успешного и хитрого дельца, пораженный древним недугом Голода. Учитывая потребности дня, Алма Катсу вводит в повествование гомосексуалиста, которого мучают угрызения совести и преследования шантажиста.

Итак, в экспедицию Алмы Катсу отправились персонажи, наделенные скрытыми пороками и слабостями. Они образовали неоднородную общность многочисленных семейств разного уровня достатка. Не испытывая нужды, люди были благожелательно настроены друг к другу. Как только ресурсы истощились, даже самые приятные с виду герои показали свою темную сторону. Учитывая царившую протестантскую мораль («кого бог любит, тому и достаток дает) и в целом экономическую ситуацию на осваиваемом континенте, это преображение героев выглядит весьма достоверно.

Вместе с тем у многих может возникнуть вопрос: а вправе ли автор так вольно обходиться с реальными прототипами? Сохранились дневники участников экспедиции, их воспоминания, которые вступают в противоречие с вымыслом Алмы Катсу. Пожалуй, это единственная претензия к тексту. Возможно, автору следовало лишь намекнуть на сходство своих персонажей с членами экспедицией Доннера и, создав параллельную реальность, населить ее исключительно вымышленными героями.

Повествование держится на многих персонажах, но не распадается на эпизоды. Благодаря неистощимой фантазии автора каждый герой интересен, психологичен и индивидуален. Алма Катсу не придерживается стереотипа о необходимости существования в истории положительных героев. Даже у Мэри Грейвс и Чарльза Стэнтона, мудрость и стойкость которых восхищает, есть свои «скелеты в шкафу».

В книге также отсутствует антагонист в человеческом обличье. С первых страниц читатель без труда запомнит яркого злодея, который призван логикой событий всех погубить, но и здесь автор проявляет оригинальность.

Мастерство писателя, искусно владеющего разнообразными художественными приемами, делает книгу приключением для читателя, которому предстоит раньше, чем экспедиции Доннера, понять, что людям противостоят не только древняя чудовищная магия, но и неисцелимая болезнь. Белые люди не догадываются об этом до самого конца книги, а индейцы хотя и говорят о беде прямо, но их никто не слушает. Этот художественный прием, «разговор глухих», удерживает напряжение в тексте до самой развязки. Другим художественным приёмом — «одиночество в толпе» — описывается мотивация героев. И хотя многих проблем можно было бы избежать простым обсуждением планов, автор подчеркивает, что персонажи книги не способны к диалогу. Использование в повествовании вымышленных писем и дневников дает простор для ненавязчивого сообщения важной информации о поступках путешественников, о местности, об обычаях племен и тяготах путешествий. Таким образом проявляется художественный прием «история внутри истории». В романе много «перевертышей», которые круто меняют ход событий или образ героя.

Алма Катсу поднимает в «Голоде» разные темы: о вторжении на чужую территорию со своим «уставом»; об отношении белых людей к индейцам; о модели семьи, в которой женщина подавлена и унижена; о протесте женщины против условностей общества; о допустимости убийства одного человека в целях сохранения общности.

И роман «Голод» возвышается над жанровыми текстами именно потому, что побуждает читателя к поиску ответа на эти нравственные вопросы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)