DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВЕДЬМА: РЕИНКАРНАЦИЯ

Ожившее рождественское дерево

Елка-убийца / The Killing Tree

Великобритания, 2022

Жанр: ужасы, «черная» комедия

Режиссёр: Рис Фрейк-Уотерфилд

Сценарий: Крэйг Маклири

В ролях: Сара Александра Маркс, Маркус Мэсси, Сара Т. Коэн, Джуди Черняк, Кэлли Райан Сэнсон, Элла Старбак

Похожие фильмы:

  • «Страж» (1990)
  • «Леший» (2005)

Много было в истории хоррора рождественских лент — и про маньяков, переодевавшихся в Санту, и про самого Санту, оказавшегося демоном, но даже на этом фоне фильм про елку-убийцу выглядит оригинально. Конечно, такой ужасогерой мог появиться только в комедии ужасов, коей и является фильм Риса Фрейка-Уотерфилда. Очень смешной «Елку-убийцу», правда, не назовешь — ей, пожалуй, не помешали бы более трешевые сцены. Вместо этого фильм сделан по старинке, прямо по лекалам эпохи 1980-х, к которой сейчас модно обращаться.

Английский хоррор сейчас на подъеме — регулярно выходят в свет новые представители жанра, способные потягаться с американскими страшными лентами. Вот и «Елка-убийца» вышла примерно в одно время с американским «Кровавым Рождеством». У американцев в очередном фильме про Санту-убийцу не получилось ничего хорошего, а вот «Елку-убийцу» вполне можно рекомендовать к просмотру поклонникам комедий ужасов и треша. Вроде бы и в фильме Риса Фрейка-Уотерфилда практически нет хорошо прорисованных героев, зритель едва ли даже по именам запомнит многочисленных подруг главной героини Фейт (ее имя созвучно с fate, что значит «судьба»). Сама она — довольно миленькая, хорошо воспитанная девушка, поэтому когда вокруг все пьют и думают о сексе, то она «ни-ни» (что роднит данный образ с «последними девушками» из классических слэшеров). Так ведь и скорбь у нее — всего год назад маньяк убил ее родителей, а ей чудом удалось выжить.

Но вот настало Рождество, вдова злодея провела колдовской ритуал, в результате чего дух убийцы вселился в увешанную гирляндами елку (!). Эта елка может ходить, разговаривать и убивать ветвями, образующими две длинные лапы. Насмотренный хорророман, должно быть, вспомнит «Страж» Уильяма Фридкина, в котором присутствовал демон леса в виде зловещего дерева. А ведь еще есть «Леший» Бретта Леонарда, первый (и довольно неудачный) опыт компании «Марвел» в жанре хоррора. Также не нужно забывать классический хоррор «День триффидов» (1963) про ходячие инопланетные растения.

Все эти представители жанра вполне серьезные страшилки, не лишенные подтекста. А вот «Елка-убийца» — кино как раз дурацкое, но это и есть его главное достоинство. Как бы ни были шаблонны персонажи и заезжен сюжет о возвращении с того света маньяка, но настроение зрителя сразу улучшится, когда он увидит говорящее ходячее дерево с гирляндами и игрушками, которое душит этими гирляндами людей, кидает в них игрушки, а ветвями даже разорвет парочку человек на две половинки. Дерево преследует Фейт, точнее, просто заходит в дом ее родителей, где многочисленные гости уже отмечают Рождество.

Гости, кстати, попадаются оригинальные. Лучшая подруга героини, Луиза, на лицо страшненькая, но это не мешает ей работать проституткой (!). Она красочно расписывает Фейт все прелести своей «профессии» и уговаривает её тоже попробовать (!!!). Другие две подруги Фейт — лесбиянки, у которых вечный кризис в отношениях. К сожалению, их образы вышли не такими яркими, какими могли бы быть, но прочие гости замка и вовсе лишены индивидуальности.

Сам маньяк, в колоритном исполнении Маркуса Мэсси, в «человеческом» виде словно списан с Дракулы из экранизации Фрэнсиса Форда Копполы. Он облачен в готический наряд и женат на женщине гораздо старше его, которая участвует в преступлениях мужа. Собственно, в гротескном, пародийном образе Клэйтона Слэйтера узнаются отголоски куклы Чаки. Ведь Клэйтон и его жена также одержимы насилием и стремятся в Рождество убить как можно больше народа. Но однажды Клэйтону не повезло: стеснительная Фейт застукала его за убийством своих родителей, после чего выступила в суде главным свидетелем. Казненный маньяк, вернувшийся с того света, стремится превратить жизнь главной героини в ад.

Как и поздние части «Детской игры», лента Риса Фрейка-Уотерфилда выдержана в подчеркнуто несерьезной манере. Если во взаимоотношениях героев авторам порой не хватает иронии, то все сцены с живой елкой просто прекрасны и прямо просятся на цитирование. Елка, разглядывающая карту. Дерево, заблудившееся среди других деревьев. Местный алкаш, затеявший драку с елкой, которая не дала ему денег (!). И, наконец, эпичная финальная сцена битвы злой елки и ее доброго аналога, в котором воплотились погибшие родители Фейт.

А вот насилия в картине Риса Фрейка-Уотерфилда практически нет. Почти все сцены убийств либо сняты средним планом, либо вовсе спрятаны от глаз зрителя филигранным монтажом самого режиссера и продюсера Скотта Джеффри. То ли авторы считали, что кровавые сцены разрушат комедийную атмосферу фильма, то ли просто хотели попасть в рейтинг PG-13, однако по сравнению с безумными аттракционами смертей других пародийных хорроров (например, франшизы «Топор»), «Елка-убийца» серьезно проигрывает и даже не в полной мере оправдывает свое убийственное название.

Однако в плане динамики лента Фрейка-Уотерфилда сама даст фору многим фильмам ужасов. 70 минут хронометража пролетают почти как миг, и, несмотря на отсутствие подлинного остроумия, как в том же «Топоре», «Елка-убийца» оставляет вполне благоприятное впечатление. Возможно, сиквел, на возможность которого намекают самые последние кадры, станет более раскрепощенным.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)