DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ВИННИ-ПУХ: КРОВЬ И МЕД 2

Последнее испытание на прочность

Исполнитель: Omega

Название альбома: Testamentum

Жанр: Classic Rock, Hard Rock, Progressive Rock

Страна: Венгрия

Лейбл: GrundRecords

Дата выхода: 26 ноября 2020

Основанная в начале дремучих шестидесятых, группа Omega прочно заняла свое место в классике мирового рока. И все же она особняком стоит среди коллег по цеху, ведь все песни Omega исполнены на ее родном языке — венгерском. Многие композиции и даже альбомы продублированы на английском, но эти версии вторичны и именно так воспринимаются.

Еще один нюанс: до конца восьмидесятых коллективу, в отличие от западных коллег, приходилось работать и творить в условиях социалистической цензуры. В Венгрии она была не такой жесткой, как в СССР, и даже дозволялось иногда петь на английском языке, но отпечаток на творчестве, конечно, остался. В тогдашних песнях Omega есть черты западного хард-рока, восточноевропейского фолка, элементы диско и много от социалистических ВИА.

Буквально ворвавшись на большую сцену в 1968-м с дебютным альбомом, год спустя команда выдала сразу ставшую культовой балладу «Gyöngyhajú lány» («Девушка с перламутровыми волосами», более поздняя англоязычная версия — «Pearls in Her Hair»).

Творения Omega образца семидесятых, несмотря на стилистическое разнообразие, неплохо вписываются в канон европейского хард-рока. Это отлично иллюстрирует, например, классическая баллада «Nyári éjek asszonya», за пределами Венгрии более известная как «Lady of the Summer Night».

Среди знаковых песен восьмидесятых — забористая хардовая «Babylon» и диско-хит «A Föld árnyékos oldalán».

После альбома «Babylon» 1987 года группа надолго заглохла. Казалось, она умерла вместе с венгерским социализмом.

Но все же нет: через долгих восемь лет, в 1995 году, Omega вернулась в том же «золотом» составе с превосходным альбомом «Trans and Dance», продублированным с незначительными изменениями на английском языке под названием «Transcendent». Качество аранжировок и звукозаписи здесь многократно превосходит все альбомы «коммунистического» периода: понятно, что при «развитом социализме» о таких технических возможностях даже мечтать не приходилось. Так, отмотав больше тридцати лет на сцене, Omega из известной в мире, но провинциальной по сути команды превратилась в коллектив того же уровня, что и знаменитые западноевропейские и американские коллеги.

До нашего времени группа продолжала записывать альбомы в классическом составе, часто при активном участии сессионщиков. Особенность поздних лонгплеев — сочетание полностью переосмысленных и переработанных старых хитов с новыми песнями, зачастую с рельефными партиями хора и симфонического оркестра. Звучит все это свежо, изящно и монументально.

В конце 2020 года вышел альбом «Testamentum». Записан он вновь классическим составом: вокалист Янош «Меки» Кобор, гитарист Дьёрдь Мольнар, басист Тамаш Михали, барабанщик Ференц Дебресцени и клавишник Ласло Бенко. Приложились и другие музыканты, в том числе басистка Кэти Зи — она давно уже заменяла Михали на концертах, в коих он не мог участвовать по состоянию здоровья. Заправлял всем, как всегда, Кобор, который взял на себя обязанности директора, продюсера, звукорежиссера и частично аранжировщика.

Как раз в дни выхода «Testamentum», в ноябре 2020 года, отошли в лучший мир Ласло Бенко и Тамаш Михали. А год спустя от коронавируса умер Меки. От величайшей венгерской группы мало что осталось. Так что «Testamentum» — это лебединая песня, последнее испытание на прочность. И команда выдержала его с честью. Понятно, что ее «золотые» годы кончились еще в те времена, когда большинство наших читателей даже не родились, но «Testamentum» вполне можно назвать лучшим альбомом Omega. Без всяких оговорок. Наверное, каждый музыкант мечтает завершить свою карьеру чем-то подобным, грандиозным. Пожалуй, именно с этой пластинки стоит начинать знакомиться с Omega тем, кто еще не открыл для себя группу. Не случайно сразу после своего выхода «Testamentum» трижды стал платиновым. В 2021 году он сорвал четвертую «платину», побив омеговские рекорды за все предыдущие десятилетия.

Перед нами многослойное и разноплановое концептуальное произведение, одно целое. Как всегда в последние почти тридцать лет, команда сумела органично сплавить воедино переосмысленные старые песни с абсолютно новыми. Сами музыканты отмечали: альбом — своего рода наставление поколению, которое только вступает во взрослую жизнь. Получилось это наставление мрачным, гнетущим, полным суровых предсказаний и кошмарных перспектив. (Как выясняется сейчас — вполне оправданно.)

Начало — напористая оркестровая эпическая инструменталка «A Sötétség kapuja (Nyitány)», которая сразу настраивает на нужный лад и через проигрыш с ближневосточным мотивом плавно переходит в «A Föld árnyékos oldalán» 1986 года. Только теперь это не диско, а настоящий симфо-метал с напряженным, как пружина, низким гитарным риффом в основе и вокалом Меки, обильно сдобренным гармониями. Накатывающие волнами орган и оркестр, обрамляющий искаженный голос повествователя, доставшийся в наследство от оригинальной версии, — все это добавляет эмоций.

«A lángoló huszadik század» — симфо-баллада с хоровыми вставками, сочной ритм-гитарой и вкраплениями драм-машины. Пришедшие из прошлого «Varázslatos, fehér kő» и «Huszadik századi városlakó» переосмыслены и осовременены, но по-прежнему полны напевного очарования старых восточноевропейских ВИА, а мощный ритм, ревущие медные духовые фоном Кобору (в первой) и клавишное соло в ретро-аранжировке (во второй) определенно добавляют веса. Песни исполнены в одном ключе, но при этом остаются очень разными за счет игры настроений и оттенков.

Между ними — новенькая «Mennyben az angyal» («На небесах, подобно ангелам»), одна из самых сильных в альбоме. Барабаны в куплетах молотят как перфоратор, оркестр выдает сложные пассажи, гитары не то стонут, не то ревут. На фоне крепкого хеви, тесно граничащего с пауэром, органичным диссонансом звучат «ангельское» фортепиано и женский оперный бэк-вокал.

«Jöjj, Szabadító!» — еще одна новая песня, возвышенная и насквозь религиозная симфо-баллада, молитва высшим силам. В припеве Кобора поддерживает целый сонм голосов, а мелодические перепады безжалостно терзают потаенные струны сердца. Есть в «Jöjj, Szabadító!» что-то от «Арии на струне соль» Баха — возможно, она даже частично заимствована для «мостиков».

Медленная и величественная «Álom XXI. Század» с выпирающим оркестром сменяется «A holló», из которой торчат озорные уши семидесятых. «A démon (Lilith)» — еще одна очень сильная баллада на религиозную тематику, только, в отличие от «Jöjj, Szabadító!», уже не в восторженно-молитвенном, а в мрачно-колдовском ключе с женским голосом, который сменяет зловещее повествование Меки и многократно повторяет что-то очень похожее на ведьмовское заклинание.

«Ideje a pontot kitenni» («Время поставить точку») — новая симфо-баллада, постепенно приближающая книгу к безрадостной развязке. «Hangyanép (Szörnyű porszemek)» («Муравейник») — еще один привет из далеких годов, на сей раз из 1972-го. Интересно, что тогда из-за цензуры выпустить ее так и не удалось — уже само название объясняет, в чем было дело. Что ж, она не зря почти полвека ждала своего часа.

За балладой «Gloria et honor Deo», словно бы исполняемой в стенах католического собора, следуют пять коротких композиций, которые складываются в единую финальную тему. Доносящаяся из звездных глубин атмосферная вокальная «A Látogató» сменяется «Légy hű magadhoz!», где волнообразные хоровые партии переходят в инструментальный кусок с мечтательным клавишным соло. «Álomszínház» — реприза вступительной части, на этот раз с вокалом и сложной, емкой философской думой в исполнении Меки о тщетности агрессивной людской суеты: «Кто бы ни победил, он все равно найдет свой дом в руинах». «Álomszínház» переходит в предельно злую, почти глумливую «Halotti beszéd», где искаженный голос актера Дьёрдя Банффи произносит… похоронную речь. И самый финал — «Utolsó ítélet», погребальный колокольный звон.

«Testamentum» великолепен в своем единстве, многогранности и выразительности. Вряд ли можно было поставить точку лучше этой в жизни Ласло Бенко, Тамаша Михали, Яноша Кобора и группы Omega — бесспорно, навсегда величайшей в венгерском роке.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)