DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Последний путь

На подъеме / Elevation (повесть)

Автор: Стивен Кинг

Жанр: магический реализм, социальная проза

Издательство: АСТ

Серия: Вселенная Стивена Кинга

Год издания: 2018

Перевод: Т. Покидаева

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Худеющий» (роман)
  • Герберт Уэллс «Правда о Пайкрафте» (рассказ)
  • «— Так… ты по-прежнему думаешь, что дойдешь до нуля к началу марта?

    — Да».

    Большинство из нас привыкло к тому, что самый популярный писатель США Стивен Кинг пишет ужасы или как минимум страшную фантастику. Однако это не так. Перед нами повесть, жанр которой можно смело охарактеризовать как магический реализм. Это рассказ о мире, где друзья и соседи собираются, чтобы проводить знакомого человека на самоубийство, которое он совершает, улетая в небо на петарде. Впрочем, друзей у него не особо много, а о самом герое автор рассказывает так мало, что слеза навернется, пожалуй, только у самого фанатичного поклонника Кинга.

    Впрочем, не все так просто, как кажется. Позвольте вооружить ваш взгляд, чтобы вы рассмотрели большее.

    Есть в жизни вещи, о которых легче говорить иносказательно. В частности — смерть. Сколько у нас слов и выражений для обозначения смерти: уйти в мир иной, отдать богу душу, приказать долго жить, сыграть в ящик и так далее. Своей повестью Кинг добавляет в этот длинный список еще одно, заключая тему «На подъеме» в полупрозрачный язык намеков и аллегорий.

    Итак, герой сталкивается с неожиданной проблемой: его вес уменьшается, а масса остается прежней. Если вы не очень хорошо разбираетесь в физике и плохо понимаете разницу между весом и массой, объясним. Вес человека — это сила, с которой его тело, имеющее массу, давит на поверхность Земли. Вес зависит от силы притяжения и на разных планетах будет у одного и того же человека разным, в то время как масса его останется неизменной. Именно поэтому состояние, в котором плавают по орбитальному кораблю массивные космонавты, называется невесомостью. У них есть масса, но нет веса. Теперь вернемся к тому несчастному, которого, к слову, зовут Скотт.

    Скотт теряет вес, но не массу, и расчеты показывают, что скоро он «дойдет до нуля». Как вы помните из цитаты выше — «к началу марта». И что с этим делать, никто не знает, товарищ врач в растерянности. Однако жизнь продолжается — и, пока никто не замечает возникшей аномалии, Скотт убеждается в том, что, хоть он и ощущает себя с каждым днем все лучше, этот процесс не остановить и ему однозначно суждено будет покинуть этот мир. Время работает против. Время прощаться. Здесь автор сознательно выбирает совершенно невозможный с точки зрения медицины и физики случай, чтобы у читателя не возникало ни малейшего желания возражать на тему последствий. Будь это рак или СПИД, читатель бы воскликнул: так пусть лечится, шансы есть, я слышал, чудеса случаются… Нет, «болезнь» Скотта настолько неправдоподобна, что не оставляет ни малейшего шанса на излечение. Она победит — и точка. И в этом главное условие повести, после которого начинается магия кинговского реализма, а на сцену неторопливо выходит Госпожа Аллегория.

    Повесть пропитана ею с самого начала, но терпкий вкус ощущается не сразу. Какое-то время мы еще сомневаемся в реальности происходящего, затем ждем хоть какого-то объяснения, потом надеемся на чудесный исход. Надеемся до последнего, как любой, кому не посчастливилось наблюдать за теми, кто угасает от невидимого, но неизлечимого заболевания. Да, потеря веса Скоттом — это аллегория, и все связанное с этим — тоже. Все, кроме его последнего желания: оставить после себя в этом мире хоть что-то, так сказать, ударить напоследок в барабаны жизненного смысла. Что он делает, и как он это делает, и чего добивается — речь в повести именно об этом. (Но не о том, как он меняется, потому что мы не знаем, каким он был — Скотт остается Скоттом на протяжении всего повествования). О том, что происходит с уже обреченным, но до последнего кажущимся здоровым человеком. О прощании друзей с ним и о его прощании с жизнью. Здесь «самоубийство» вовсе не самоубийство. Это новый, выдуманный автором эвфемизм смерти — «возвышение» (один из переводов оригинального названия). Аллегория в названии.

    И все бы ничего, но вот вам вопрос: хотите ли вы провести несколько часов своего не бесконечного времени за погружением в рафинированный быт американской глубинки — это три четверти повести — со всеми ее характерными типажами: с сорокалетним разведенным героем без интересной истории и равном в одиночестве своему коту; с двумя навязчивыми и слегка экзальтированными лесбиянками, безостановочно выпячивающими последнее достижение американской демократии — однополые браки; с сушеным фикусом в роли врача; с одноклеточным кактусом в роли реднека по кличке Бычья Шея; и с непременным конфликтом третьей степени в баре — без мордобоя, но с поголовной рефлексией сторон относительно повода? Все это в американских книгах шлепается истертыми синими штампами «отказать», «принять», «отправить на рассмотрение в отдел рекламации и сбыта» с пустым местом для вставки фамилии ответственного сотрудника. Кинг проштамповал такими десятки страниц, вписав имена Скотта, кактуса, врача и двух сочетавшихся браком лесбиянок. При этом критики не выдерживает ни сумма счета, полученная Скотом за разработку сайта, ни его победа в забеге на двенадцать километров, ни загадочные даже с точки зрения женской логики поступки вышеупомянутых лесбиянок, ни местное самоуправление, ни даже природа, как нарочно подталкивающие Скотта к исполнению отпущенной ему возвышенной сюжетной миссии. Вы готовы съесть килограмм пресного крахмала ради десятка соленых гранул аллегории?

    Впрочем, все это предсмертное исполнение мечтаний — заработать кучу баксов, помириться с соседями, победить в массовом забеге и загнать в тупик всезнайку врача — отлично ложится в рамки пронизывающей произведение магии. Жизнь — это сон, который снится за мгновение до смерти.

    В миг, когда разрывается петарда.

    И незачем горевать: человек не умер. Просто он улетел, не обещая вернуться.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)