DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Призраки в испанском монастыре

Сестра Смерть / Hermana muerte

Испания, 2023

Жанр: мистика, триллер, драма

Режиссер: Пако Пласа

Сценарий: Хорхе Геррикаэчеварриа

В ролях: Ария Бедмар, Альмудена Амор, Мару Вальдивьельсо, Луиза Мерелас, Чело Виварес, Адриана Камарена

Похожие фильмы:

  • «Отзвуки эха» (1999)
  • «Хребет дьявола» (2001)

Пако Пласа — один из немногих хоррормейкеров Европы, кто стабильно выдает качественное жанровое кино. Его совместную работу с Жауме Балагуэро «Репортаж» даже пересняли в Голливуде, но сам постановщик работать на американском континенте не спешит. Ведь работа на голливудских студиях имеет как плюсы в виде большого бюджета и хорошей раскрутки, так и минусы, выражающиеся в постоянных баталиях с продюсерами, нужных, чтобы отстоять свое видение истории.

Сюжет новой ленты Пако Пласы «Сестра Смерть» едва ли можно назвать оригинальным. Не счесть фильмов, затрагивающих темы монастырских тайн, а также неупокоенных призраков. Однако талантливый режиссер всегда может подать под новым соусом сто раз виденный зрителями синопсис, сделать кроссовер из разных тем или же выделиться необычным визуальным стилем. За это же можно похвалить сценариста Хорхе Геррикаэчеварриа – постоянного соавтора баскского безумца Алекса де ла Иглесиа, который в этот раз проявил редкую для себя сдержанность (можно даже сказать – смирение).

После экзистенциального хоррора «Бабушка» от Пако Пласы впору было ожидать такого же психологического триллера. Режиссер отчасти оправдывает эти чаяния, ведь главная героиня его нового саспенса «Сестра Смерть» пусть не немая, как бабушка, но предпочитает мало говорить, как бы доверяя известной поговорке «Молчание – золото». Сестре Нарцисе и по статусу положено проводить свои дни в самоуглубленной молитве, доверяя свои помыслы лишь богу и не разменивая себя на праздные беседы.

Некоторое сюжетное сходство с лентой Гильермо дель Торо «Хребет дьявола» (основное действие происходит сразу после Второй мировой войны в школе для девочек при женском монастыре) не должно вводить в заблуждение. «Сестра Смерть» лишена каких-либо социально-политических намеков, по-хорошему интроверсивна, так как сосредоточена на личности главной героини сестры Нарцисы.

Это молодая девушка красивой внешности, которая вместо того, чтобы создать семью и жить в миру, решила обручиться с богом. В десятилетнем возрасте у Нарцисы были видения Богородицы, что может свидетельствовать об особой чистоте ее души. К девочке потянулись люди, жаждущие чудес. Ее слава идет впереди нее, так что в монастыре монахини заранее доброжелательно настроены к новой сестре, а мать-настоятельница и вовсе рассыпается в любезностях. Однако слава тяготит сестру Нарцису. Став взрослой и рефлексируя свой детский опыт, она не уверена, что эти видения были реальны или что не являлись дьявольским обманом. Нарциса ведет себя сдержанно-доброжелательно с монахинями, но раскрывается как глубокий человек с высокой внутренней культурой в преподавании в монастырской школе. Нереализованный материнский инстинкт заставляет ее взять под опеку двух сестер, одна из которых говорит ей, что видит призраков в монастыре.

Несмотря на типичный для хорроров 1990-2000-х детективный каркас о мстительных духах (сразу можно вспомнить «Отзвуки эха» и «Что скрывает ложь»), «Сестра Смерть» совсем не про мистику. Она повествует о внутренней драме, разворачивающейся в душе юной монахини. Сестра Нарциса воспринимала монастырь с наивной верой, как место, где живут и трудятся люди, свободные от житейских забот. Однако она обнаружила в каменных стенах монастыря те же человеческие слабости — зависть, лицемерие, гордыню. За святыми монастырскими стенами таится полный перечень смертных грехов, так что Нарциса довольно быстро понимает, что невозможно никуда убежать от зла. Оно в душе человека и живет в его сердце даже тогда, когда он облачается в монашеские одежды. Лишь каждодневная битва с внутренним врагом способна хоть немного приблизить человека к богу.

Сестра Нарциса, добрая впечатлительная девушка, блестяще сыграна молодой актрисой Арией Бедмар. В стесненных для актера условиях (персонаж мало говорит и закутан в монашеские одежды с головы до пят) Бедмар отваживается на глубинный драматизм, вживаясь в образ своей героини. Когда уста молчат, эмоции отражаются в глазах. Взгляд Нарцисы то задумчиво-печальный, то веселый и даже дерзкий, особенно во время танцев с детьми после отбоя, то испуганный и ранимый. Пако Пласа уверенно управляет ансамблем из разновозрастных актрис, но первую скрипку всегда играет именно Ария Бедмар. Все персонажи раскрываются только через взаимодействие с сестрой Нарцисой.

Мотив слепоты из-за травмы глаз вносит дополнительный драматургический штрих в ленту Пласы. Почти утратив физическое зрение, сестра Нарциса приобрела духовное. Она как бы вернулась в то свое наивное детское состояние, в котором созерцала Богородицу, и наконец убедилась, что пребывает на своем месте. Сестра Нарциса стала своеобразным правосудием божиим, неся расплату тем лицемерам, кто хотел спрятать свое преступление под напускной добродетельностью.

Никуда не деться от зла в этом мире, не найти уголок, где бы не было смерти и боли. Однако лента Пласы, пусть и названная «Сестра Смерть», повествует о жизни и является эмоциональным антиподом и даже антидотом после тяжелой философской хоррор-притчи «Бабушка». Умерев для мира (принятие монашества и означает мирскую смерть), почти потеряв зрение, сестра Нарциса приобрела внутренний покой.

Фильм и его героиня демонстрируют, что для духовного совершенствования не нужны никакие особые условия в виде удаленного монастыря, ибо всё зависит от самого человека, от его деятельной работы над собой. Любовь к богу проявляется не во внешнем благочестии, а в почитании другого человека, как образа его. Эта бергмановская мысль в лучших сценах фильма находит достойное драматургическое воплощение.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)