DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Прочные нити зла

Дьявол всегда здесь / The Devil All The Time (роман)

Автор: Дональд Рэй Поллок

Жанр: хоррор, детектив, триллер

Издательство: АСТ

Год издания: 2020 (в оригинале — 2011)

Перевод: С. Карпов

Похожие произведения:

«Дьявол всегда здесь» — дебют Дональда Рэя Поллока. Примечательно, что автор проработал на бумажной фабрике двадцать семь лет, а потом решил круто изменить свою жизнь: в сорок пять занялся писательством, где убедительно стартовал.

Как автору удалось создавать подлинный нуар без примеси света? Причина не только в накопленном опыте, наблюдательности и чрезвычайной внимательности к деталям. Темную прозу Поллока выделяет глубокий психологизм и неповторимый авторский стиль. Трудно сравнить произведения Поллока с чьими бы то ни было.

Писатель беспощадно изображает картины бедности, жестоких обрядов язычества, коррупции, распущенности нравов и порочных наклонностей. При этом взгляд Поллока не скользит по поверхности предметов и явлений. Его персонажи — не картонные фигурки. События — не череда несвязных эпизодов. Мир романа «Дьявол всегда здесь» выглядит достоверным, мрачным и безнадежным.

Создается впечатление, что положительных персонажей у Поллока не существует, что в книге нет ни одного лучика света. Однако умышленного сгущения красок тоже нет. Выбранная Поллоком тема и не предполагает присутствия ангельского войска. Все персонажи причудливо связаны между собой нитями зла и порока. Они существуют в мрачном, гнилом и пропахшем тлением мире. Роман сшит из нескольких сюжетных линий, и хотя некоторые из них заканчиваются довольно быстро, в итоге становится понятно, для чего автор вывел на сцену того или иного героя.

В одной сюжетной ветке сошедший с ума ветеран ударяется в мерзкие языческие обряды с целью спасти умирающую жену. За его помешательством и кровавой тризной наблюдает сын, подросток Эрвин. Капище с молитвенным бревном, обильно политым кровью жертв, навсегда формирует Эрвина как человека, лишенного эмпатии. Он просто должен выжить в мире хаоса и психов.

Судьба Эрвина связывает все повествовательные линии. Этот персонаж не лишен определенной нравственной основы, но все равно убежден в том, что убийство является единственным методом разрешения любых конфликтов.

В отсутствие ярко выраженного конфликта протагониста и антагониста Эрвину противостоит целая когорта мерзавцев и подонков. В конце романа он столкнется с прогнившим насквозь коррупционером-шерифом. Тот вознамерился расправиться с главным героем, хотя прекрасно понимает, что корень зла надо искать не в Эрвине и ничего уже не исправишь.

Фантазия автора подсовывает нам достойную жалости сестру шерифа. Проститутка и пособница серийного убийцы находится в непостижимой созависимости с чокнутым фотографом, колесящим по ухабистым дорогам Америки в поисках очередной жертвы.

Ее спутник, тот самый серийный убийца, страдает от импотенции и стремится подстегнуть свои сексуальные фантазии изготовлением фотографий только что убитых им людей в компании состарившейся мадонны.

Поначалу кажется, что текст распадается на эпизоды, но в итоге становится понятно, как все герои взаимодействуют и почему их встречи неслучайны.

Второстепенные персонажи романа тоже хороши, но в своем роде, как говаривал классик русской литературы. Многочисленные бродяги, нищие и проституирующие гомосексуалисты, инвалиды-кликуши, обманывающие простаков, полубезумная паства, в ожидании мессии, хитрый и развратный педофил-пастор, равнодушная старуха, которой поручено воспитание сирот.. Непохожи их профессии и социальные страты, различаются возраст и судьбы, но все население романа — один большой музей уродцев.

Пожалуй, сиротка Ленора — единственный светлый персонаж, но ее жизненный путь неинтересен, потому что она — безмолвная жертва.

В этом царстве всеобщей духовной мерзости Поллок повествует о жестокости и извращениях, придерживаясь в описаниях принципа натурализма, оперируя точными деталями, которые ужасают не меньше кровавых картин.

Несмотря на формальное присутствие в тексте нескольких убийц, чьи действия не связаны друг с другом, и шерифа, никто и не пытается заниматься расследованием. События романа растянуты во времени на двадцать лет, а в пространстве — на несколько штатов. Детективная линия с ее загадками и ловушками для читателя напрочь отсутствует. Мы сразу видим, кто и что натворил, какова причина их единичного преступления или кровавой жатвы. Мы завороженно следим за текстом и в раскрытии безумных преступлений не заинтересованы.

Для криминальной же драмы явно не хватает положительного героя или хотя бы борьбы за справедливость.

«Дьявол всегда здесь» — это в больше мере триллер и социальная драма, типичная для постмодерна с его абсурдом и жестокой правдивостью.

Любимые умирают, несмотря на жертвы. Сироты не нужны обществу. Насильники неисправимы. Педофилы не раскаиваются. Бог глух к мольбам. Всех этих уродцев можно только истребить, а не исправить. Список тезисов, которые убедительно доказывает Дональд Рэй Поллок, можно продолжить.

Дьявол живет в душах и поступках людей. В романе не встретишь дьяволопоклонничества, капищ и церквей сатане, мрачных сексуализированных месс. Просто когда нет бога и стремления к свету, персонажи делают то, что хотят, без лишних раздумий.

Роман заканчивается классическим поединков двух героев. Но удовлетворения от свершившегося читатель не испытывает: зло не наказано, главный герой не раскаялся. Он продолжает бродить по свету без определенной цели, не раздумывая о выборе. И пусть финал и не вызывает ошеломительного эффекта, автор честен. Он показывает, что жизнь в самой ее уродливой и неприглядной форме идет своим чередом.

«Кажется, дьявол никогда не дает спуску», — говорит один из героев, и этому безоговорочно веришь.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)