DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Психо(анализ)

Книга ужаса: История хоррора в кино / The Monster Show: A Cultural History of Horror (монография)

Автор: Дэвид Дж. Скал

Жанр: нон-фикшн

Издательство: Амфора

Серия: Фильмография

Год: 2009

Похожие произведения:

 

В России трудов о хорроре не пишут (сначала нужно, чтобы жанр перестали считать «низким», но это дело десятилетий), а переводных не издают. До недавнего времени единственным исследованием, доступным русскоязычному читателю, оставалась гениальная «Пляска смерти» Кинга, награжденная премиями «Локус» и «Хьюго» одновременно. Строго говоря, одна эта книга стоит десяти, если не сотни, академических мастурбаций, и все же одному человеку огромный жанр не охватить, да и 1981 год остался далеко позади — много крови утекло с тех пор на киноэкранах.

И вот Амфора выпускает «Книгу ужаса», которую в свое время расхваливали на все лады рецензенты из «Fangoria», главного журнала о хорроре, авторитетное издание «Kirkus Reviews» и сам Роберт Блох. Кто-то даже заикнулся, что рядом с исследованием Дэвида Дж. Скала «Пляска смерти» и рядом не валялась.

Это не совсем соответствует истине. Прежде всего, здесь вы не найдете обещанной в аннотации глобальности (разве что в очень сжатой форме — 320 страниц для подобных масштабов маловато). Сразу бросаются в глаза недостатки подхода: Скал, больше ученый, чем поклонник жанра, чешет всю историю хоррора под одну гребенку, имя которой... психоанализ. Акулья пасть вампира, сыгранного Лоном Чейни в фильме «Лондон после полуночи», становится у автора «ярким воплощением фрейдистского образа „зубастого“ влагалища, кастрирующего гениталии», а в картинах Тода Броунинга «украденные драгоценности, визуально напоминающие фаллические символы, маскируют мотив кастрации».

Выдвигая в начале каждой главы очередную генитально-анальную концепцию, Скал подгоняет под нее все пригодные фильмы исследуемого периода, прочий материал отбрасывая. О таких вехах жанра, как «Психо» Хичкока, «Нечто» Карпентера, «Сияние» Кубрика, «Челюсти» Спилберга, «Техасская резня бензопилой» Хупера, говорится мало или вообще ничего; ни слова не сказано об итальянской традиции и лишь мельком упомянуты Джордж Ромеро, Уэс Крэйвен, Дэвид Линч. При этом десятки страниц занимает утомительный отчет о юридической эпопее с правами на первую театральную постановку «Франкенштейна». Вряд ли без него наше понимание хоррора обеднело бы.

И все же «Книге ужаса» самое место в вашей библиотеке. Если Кинг бережно воссоздал на страницах «Пляски смерти» дух жанра, то у Скала обретает четкие очертания его буква. В целом связь между развитием хоррора и общественными процессами автор улавливает верно, несмотря на многочисленные перегибы в ее истолковании. Фильмы, положившие начало ужасу в кино, изучены досконально, и это особенно важно для нас, детей страны, которая семьдесят лет кряду фактически была изолирована от стремительно менявшейся мировой культуры. Знания о «Дракуле», «Франкенштейне», «Человеке-волке» и «Уродцах» не сделают вас американцем (ну и слава Дагону!), но помогут с пониманием народа, выросшего под недреманным оком этих монстров.

Для серьезного научно-популярного труда книга Скала чересчур субъективна и претенциозна (к слову, библиографии в русском издании не приводится — видимо, не было ее и в оригинальном), для увлекательного чтива излишне научна. Однако балансировать на этой грани не слишком сложно, а байки из жизни легендарных актеров и режиссеров успешно оживляют документальный текст. Бела Лугоши, катающийся на роликах по Голливуду, Борис Карлофф, заведующий бомбоубежищем в Нью-Йорке, прародительница готов Вампира — перед нами открывается целый неизведанный мир. Черно-белые иллюстрации с кадрами из старых фильмов делают его образы зримыми.

Итак, эта книга обязательна для всех, кого интересует история хоррора в кинематографе и его роль в культуре XX века. «Пляске смерти» она не конкурент, но как справочное приложение — идеальна.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)