DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Смиренные еще не ушли

Воскрешение / The Rising (роман)

Автор: Брайан Кин

Жанр: хоррор

Издательство: Полтергейст-пресс

Год издания: 2020 (в оригинале — 2003)

Перевод: А. Агеев

Похожие произведения:

  • «Мировая война Z» Макс Брукс (роман)
  • «Monster Island» Дэвид Веллингтон (роман)
  • Хотя книги Брайана Кина кишат жуткими, кровожадными, клыкастыми монстрами, долгое время им не удавалось прогрызть языковой барьер и нагнать страха на российских читателей. Лишь в тематических антологиях выходило несколько рассказов да в серии малотиражек «Magic Monsters Mystery» появились две части «Червей-завоевателей». Независимое издательство «Полтергейст Пресс» взялось исправить ситуацию. В прошлом году оно выпустило «Темную лощину», а недавно представило «Воскрешение» — книгу, которая принесла Брайану Кину премию Брэма Стокера за лучший дебютный роман. Вместе с «Мировой войной Z» Макса Брукса и «Monster Island» Дэвида Веллингтона она придала литературный импульс новой волне популярности зомби-хоррора.

    Живые мертвецы пугают не только многочисленностью и агрессией. Страшнее всего оттого, что посреди жаждущей плоти толпы находятся близкие люди, навсегда утратившие человеческий облик. Из этого ужаса перед встречей с тем, кто некогда был родным и знакомым, Брайан Кин создает своих зомби. В отличие от привычных ходячих трупов они умеют разговаривать. Прежде чем вонзить зубы в живое тело, они смогут остроумно подавить на психику или поглумиться над вечными ценностями: цинизма и черного юмора у тварей хоть отбавляй. Зомби не только умело действуют на нервы — еще они быстро бегают, метко стреляют и неплохо понимают друг друга.

    Конечно, прежних личностей в мертвых телах не остается. Ходячими трупами управляет сиккизм — таинственные сущности, которые явились из Пустоты и намерены унаследовать Землю. Они ненавидят людей, вселяются в мертвецов (именно поэтому зомби едят минимум плоти), а численностью превосходят даже бесконечность. О своей сути мертвецы предпочитают говорить возвышенно-туманным слогом, не предполагающим точных сведений. Впрочем, если бы автор углубился в природу неведомых тварей, у него скорее получился бы протяжно-философский фантастический триллер в духе «Космических вампиров» Колина Уилсона. Брайан Кин же написал стремительный зомби-хоррор, где полным-полно выпущенных кишок и простреленных голов — из каких бы космических далей ни происходил сиккизм, тела с поврежденными мозгами для вселения не подходят. Лаконичные предложения наполняют текст неудержимой динамикой даже в самых отвлеченных эпизодах.

    В отношении живых мертвецов писатель уходит от стереотипов, хотя, как он сам отмечает в рассказе «Быстрые зомби сосут», влияние Сэма Рэйми тут налицо. В плане же сюжетных линий особого новаторства не наблюдается. Отец пробивается через несколько штатов на выручку маленькому сыну. Компанию ему составляет пожилой пастор, увидевший в воссоединении семейства волю Всевышнего. Ученый, один из виновников всемирной катастрофы, ведет беседы с телом коллеги, в которое вселился зловещий Об. Законченная наркоманка пытается спастись не только от зомби, но и от обманутых барыг. Жестокая реальность, где люди порой ужаснее живых мертвецов, сведет столь разноплановые типажи вместе. Брайан Кин выбирает довольно распространенные для хоррора истории, зато вычерчивает замысловатые траектории развития характеров. Превращение падшей женщины Фрэнки в благородного борца с режимом выглядит вполне ожидаемым, а вот спешащий на помощь сыну отец непредсказуемо идет наперекор этике и усугубляет страдания обреченного на смерть отморозка.

    В бестиарии хоррора сложно найти персонажей, которые лучше, чем зомби, способны олицетворять различные социальные явления. Они могут символизировать капитализм и тоталитаризм, терроризм и гуманизм, беспощадный бунт и бессмысленную покорность… У Брайана Кина социально-политические мотивы тоже присутствуют. После восстания мертвых централизованная власть исчезла. Несколько подразделений нацгвардии на небольшой территории устроили не просто кровавую диктатуру, а натуральным образом возродили рабовладельческий строй. Гражданские вынуждены подчиниться: «либо так, либо зомби». Полное повиновение вовсе не гарантирует жизнь, поэтому главные герои ведут себя как бунтари. Их протест проявляются по-разному, но все они готовы выступить против обезумевшей системы, пускай и дождавшись наиболее подходящего момента.

    Концовка в «Воскрешении» сродни финалу сезона в популярном сериале — обрывается на самом напряженном моменте. Если здравый смысл подсказывает, что выжить никому не удастся, то логика массовой культуры, напротив, рекомендует за героев не беспокоиться. Неизвестностью томиться не придется — сиквел «Город мертвых» вышел уже в 2005 году, но вот будет ли он переведен на русский язык, пока неизвестно.

    Зомби-хоррор кажется самым удручающим направлением темного жанра: агрессивные полчища мертвецов если не уничтожат, то радикально изменят цивилизацию. В «Воскрешении» Брайана Кина планету обуял полный хаос. Человечество, возможно, на грани исчезновения, но отдельные его представители сохранили представления о долге, ответственности, взаимовыручке… А значит, рано провозглашать новому Евангелию, что Землю наследуют мертвые. Пастор Мартин не зря находит поддержку в Нагорной проповеди Христа: «Смиренные еще отсюда не ушли».

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)