Пантафа — пожирательница душ / Pantafa
Италия, 2022
Жанр: мистический триллер
Режиссер: Эмануэле Скаринги
Сценарий: Ванесса Пиччарелли, Эмануэле Скаринги, Тициана Триана
В ролях: Кася Смутняк, Грета Санти, Франческо Колелла, Джузеппе Чедерна
Похожие фильмы:
- «Мара. Пожиратель снов» (2017)
- «Сламбер: Лабиринты сна» (2017)
Проклятая молва! Бывает же, что нет никакого кричащего пиара, а просто очередной ужастик туманного качества выходит в прокат. Но дергает же бес его посмотреть! Ибо кто-то где-то шепнул: «Клевое кино, такое стильное и необычное», – и прожженный зритель, которого на мякине не проведешь, идет смотреть черт знает что. Потом в свое оправдание приходится говорить: «Ну я же думал, что это будет интеллектуальный европейский триллер, фолк-слоубернер, без нещадной тупизны и с беспощадным финалом!» А на практике – да, развязка действительно будоражащая, но совсем не в радужном смысле.
Если оставить в стороне самовыгораживание, то от итальянского «кота в мешке» изначально не ждешь уровня ранних Дарио Ардженто и Ламберто Бавы. Но целевая аудитория, включив официальный трейлер, наблюдает красивую картинку, мимолетные хоррор-эпизоды и зловещую атмосферу. То есть, по идее, страшилка должна оказаться сносной. Ну или хотя бы не отстойной в последней инстанции. Но ее создатель, Эмануэле Скаринги, отменно постарался, чтобы «Пантафа…» претендовала на достойное место в хит-параде худших жутиков последних лет.
А начиналось все приемлемо-традиционно, как крепкий жанровый середнячок. Мать-одиночка и лапочка-дочка переезжают в тьму тараканью, явно сбежав от каких-то личных проблем. Марта, которая мамочка, женщина нестрогих моральных правил и вовсю вертит хвостом перед здешними мужиками (а Кася Смутняк, кажется, делает очередную заявку на статус итальянского аналога Елены Лядовой по типажу и выбираемым ролям). А Нина, которая доченька, боится спать по ночам в одиночестве, опасаясь прихода «буки». И, как оказалась, не напрасно, ибо в деревне обитает жуткая демонесса Пантафа, время от времени похищающая детей.
Если не зарываться в итальянский фольклор в поисках оригинальной легенды, то очевидная хоррор-аллюзия – это сонный паралич. За последние годы на мировые экраны выходили как минимум два фильм на сию тему – «Мара: Пожиратель снов» с Ольгой Куриленко и «Сламбер: Лабиринты сна» с Мэгги Кью. И в обеих лентах леденящий кровь недуг сопровождался приходом демонической твари. Так что по замыслу «Пантафа» отнюдь не оригинальна, хотя и не вусмерть заезжена. То есть шанс сделать интересное кино явно был, вплоть до максимального ухода от штампов, как в недавнем «Два, три, демон, приди!». Но режиссер выбрал странный путь нескладно-заунывного повествования, когда отказ от примитивных скримеров не компенсируется иными действенными жанровыми приемами или занимательной смысловой нагрузкой.
Существенная проблема фильма – отсутствие предыстории главных героинь, которая объясняла бы их поведение в настоящем. Ладно еще Нина, с которой можно ограничится тем, что она – просто «девочка, страшащаяся монстров», без бэкграунда в силу малого возраста. Но вот ее мамаша Марта – кто она вообще? Где ее муж/отец ребенка? Чем она зарабатывала на жизнь? Почему приехала именно в эту деревню? На какие шиши живет, если сейчас не работает? Почему так развязно ведет себя? Почему позволяет себе бить дочь? От чего бежит и что хочет сейчас? Все это покрыто туманом, и Марту в целом воспринимаешь как отрицательного персонажа, ветреную непутевую великовозрастную девку, которая скорее лярва (в социальном смысле), чем заботливая мать.
В «Пантафе» нет внятного повествования, а есть набор разрозненных сцен, в которых мать черт знает чем занимается, а дочь страдает от нашествий демона и пытается понять, как это остановить. При этом у персонажей нет какого-либо развития, история топчется на месте и раздражает своей бессмысленностью. Кульминация фильма - праздник в честь Пантафы, к которому утомительно подводит сюжет, но развязка становится последним гвоздем в крышку гроба сумбурного хоррора.
Финал призван шокировать, но реально смотрится как отпетая галиматья, вызывающая сожаление о потраченном времени. Пусть это субъективное суждение, но действительно непонятно, что же хотели сказать создатели и зачем вообще сняли этот фильм. Да, теперь немногочисленные зрители по всему миру знают про итальянскую потустороннюю страхолюдину, приходящую по ночам, но с таким же успехом они могли просто прочитать о ней какую-нибудь крипипасту в интернете. В фильме же нет ни смысловой нагрузки, ни катарсиса, ни впечатляющих сцен ужасов. А некоего подобия мрачной атмосферы и пары-тройки красивых пасторальных видов катастрофически мало, чтобы считать «Пантафу» хотя бы удовлетворительной картиной. Тоска зеленая.
Комментариев: 0 RSS