DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Старая школа

Изгнание дьявола из моей лучшей подруги / My Best Friend's Exorcism (роман)

Автор: Грейди Хендрикс

Жанр: хоррор, драма, роман взросления

Издательство: АСТ

Серия: Мастера ужасов

Год издания: 2020 (в оригинале — 2016)

Перевод: А. Голикова

Похожие произведения:

  • Уильям Питер Блэтти «Изгоняющий дьявола» (роман)
  • Стивен Кинг «Тело» (повесть)
  • Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (роман)
  • Луиза Мэй Олкотт «Маленькие женщины» (роман)

История, как известно, циклична и обречена на бесконечное повторение. То, что, казалось, давно уже вышло из моды, становится вдруг бешено популярным спустя десятилетия. В восьмидесятые была мода на ностальгию по пятидесятым. Помните, Марти Макфлай из «Назад в будущее» отправлялся именно в то десятилетие? И Стивен Кинг, написавший свои главные (а некоторые считают, что и лучшие) романы на стыке 80-90-х, нередко возвращался в пятидесятые — во времена своего детства. Сами же восьмидесятые широкими шагами вошли в нашу жизнь уже на исходе второго десятилетия века двадцать первого. Расцвет гик-культуры, «Звездные войны», игровые автоматы, восьмибитные консоли, золотой век хоррора, подростковые комедии, пышные прически, короткие шорты, пиджаки с плечиками, музыка A-Ha, Duran Duran, Queen, New Order, The Cure, Питера Гэбриэла и Стинга. Все это обрушилось на среднестатистического миллениала в виде фильмов, сериалов, книг и компьютерных игр.

Почему именно такое предисловие встречает читателя в начале рецензии на роман Грейди Хендрикса «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги»? Потому что книгу эту сложно воспринимать в отрыве от контекста эпохи. Одна из главных особенностей романа — это именно доскональное знание автором времени, в котором существуют герои книги. Даже главы здесь обозначены названиями популярных в то время песен.

Главные героини «Изгнания дьявола...» — Эбби и Гретхен. Лучшие подруги учатся в старших классах обычной американской школы, строят планы на будущее, флиртуют с парнями и мечтают о счастье. Во время девичника в загородном доме их общей знакомой Гретхен пропадает в лесу, после чего начинаются странности. А после — уже настоящие ужасы.

Хоррорную часть романа нельзя назвать чересчур оригинальной. Но ее сложно обвинить в скуке и вторичности. Это связано с темой книги. Экзорцизм, который заявлен в названии и вряд ли будет спойлером, является, пожалуй, одним из самых прямолинейных и закостенелых жанров в ужасах, наряду со слешерами и историями про дома с привидениями. Но автору вполне хватило такта, таланта и чувства меры, чтобы выжать из жанра максимум, не перегибая и не впадая в крайности. В романе есть довольно жуткие моменты, как то: голос в лесу, мертвые птицы, влетающие в дом, или манипуляции, которые одержимая демоном девушка проводит с близкими ей людьми. К примеру, эпизод с бычьим цепнем должен остаться в памяти читателя надолго. А уж центральная сцена любой истории об изгнании дьявола — собственно, сам сеанс экзорцизма — изобилует тем, чего именно от нее ждешь. Левитация, проклятья на разных языках, молитвы изгоняющего, рвота, телесные трансформации и многое другое. Если вы читали Уильяма Блэтти или смотрели экранизацию Фридкина, то примерно представляете, чего ждать от хоррор-моментов романа Хендрикса.

Но есть у книги и другая сторона, пожалуй, более важная. В первую очередь это прекрасная история дружбы и взросления. Ностальгическая, трогательная, глубокая, в меру грустная и смешная. И, надо сказать, не такая прямолинейная, какой кажется на первый взгляд. Все ужасы могут быть объяснены как метафора взросления, когда детский мир рушится под напором мира взрослых. Когда ребенок или уже молодой человек понимает, что ничто не может быть вечным. Дружба, любовь, школа, детство — все это рано или поздно заканчивается. Как и родители — здесь особенно запоминается цитата о двух телефонных звонках, которые получает каждый человек в своей жизни. Помимо потустороннего зла, герои романа сталкиваются с не менее важными и серьезными проблемами. Это неприятие общества, неверие взрослых, проблемы в семьях и с учебой, токсичные отношения. И все это кажется отнюдь не второстепенным даже на фоне древнего демона. Тема дружбы, взросления и ностальгии роднит роман с «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Телом» Кинга и его же «Оно». Как бы ни была хрупка сила человеческих отношений, настоящие чувства побеждают даже тогда, когда кажется, что надежды нет.

Роман наполнен обаятельными живыми героями и мягким приятным юмором. Порой кажется, что ты читаешь хоррор-версию фильмов Джона Хьюза («Клуб завтрак», «16 свечей» и т.д.). И почему-то наиболее сильным видится финал книги, когда на последних страницах быстро проносится вся жизнь главных героинь после школы. Это тоже своего рода метафора. Детство и юность кажутся бесконечными, а все, что потом, пролетает мгновенно, оставляя только теплые воспоминания и невыполненные обещания тем, кто был когда-то дорог.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)