DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ПОМЕСТЬЕ ПРИЗРАКОВ

Стремная половина

Мерцание

Россия, 2023

Жанр: триллер, фантастика

Режиссер: Павел Еремин

Сценарий: Павел Еремин

В ролях: Марианна Васильева, Тимофей Якомульский, Кристина Беккер, Владимир Кочуров, Игорь Лебедев, Наталья Самойлова и другие

Похожие фильмы:

  • «Темная половина» (1992)
  • «Сплит» (2017)

«Мерцание» – показательный пример фильма, о котором можно и нужно поговорить в контексте «что же сейчас происходит с российским кинохоррором?». То есть, когда мы обозреваем не заметную премьеру с весомой маркетинговой поддержкой, а просто какой-то рандомный отечественный жутик, вдруг вышедший на малые экраны. Заранее допускаем, что картина будет среднего уровня, этакий потоковый продукт для одноразового просмотра. И вопрос лишь в том, насколько «Мерцание» соответствует этой нижней качественной планке, чтобы не жалеть и о фоновом просмотре, параллельно с рутинными домашними делами.

Начинается кино с того, что главная героиня, спортивная девушка Ника, взбирается на гору, параллельно ведя запись с приветом маме и папе и заверениями, что все будет хорошо. В следующую минуту девушка срывается со скалы, и хоть альпинистская страховка спасает, девушка все же прикладывается головой о каменную стену. В следующей сцене Ника, обернутая полотенцем, носится за кем-то в просторных апартаментах с большим ножом в руке. А далее мы видим ее уже в медцентре, где солидный профессор говорит о том, что вследствие травмы головы к пациентке вернулись старые проблемы: амнезия и расстройство сознания.

Примерно через пятнадцать минут просмотра начинаешь мысленно искать референсы, очевидные и предполагаемые. Если уж не сравнивать «Мерцание» с совсем уж элитарными лентами, типа «Игр разума» (2001) Ховарда и «Отвращения» (1965) Полански, то на ум приходит чисто жанровая современная классика, такая как «Темная половина» (1992) Ромеро, по роману Кинга, и «Сплит» (2017) Шьямалана. От первого в «Мерцании» зловредный доппельгангер, хотя и намеренно иной внешности, сыгранный другой актрисой. А от второго – условно аналогичная болезнь, ограничивающаяся двумя личностями в одном теле. Причем подается все это сразу же и в лоб, без какой-либо интриги. Вот у нас симпатичная, но свихнувшаяся Ника, которая крайне странно ведет себя, вообще не скрывая этого, но в то же время легко устраивающаяся на работу, уже находясь в «сумрачном» состоянии. В этом плане «Мерцание» вообще не стесняется вопиющих художественных условностей, в которых коллеги и клиенты фитнес-клуба в упор не замечают неадекватности героини. Когда у Ники случаются «приходы», она судорожно носится под камерами по центру, и это никак не смущает начальство. Пусть формальное объяснение в том, что Ника работает ночью, когда желающих позаниматься практически нет, и вроде как никто не видит, что девушка не в себе. Но при этом у нее быстро появляется местный кавалер – дневной тренер, который в темное время суток приходит «на работу» и тащит девушку в раздевалку, авторитетно поясняя, что «там камер нет». Ну а то, что прелюдия у ребят начинается отнюдь не в «слепой зоне», не волнует ни их, ни администрацию заведения.

Конечно, все вышесказанное можно отнести к субъективным придиркам, с контраргументами, а-ля «да почти любой новый фильм на что-то похож, и везде полно ляпов, если начать их искать!». Но в том-то и дело, что когда тебе показывают реально увлекательное кино, то и вторичность, и «рояли в кустах» не обращают на себя особого внимания. Здесь же, увы, нет никакого погружения в историю, потому что и истории как таковой нет. А что же есть в «Мерцании»?

Есть набор сцен, где с разных ракурсов показывают обустройство фитнес-центра, заставляющих думать, что это вообще не кино, а полнометражный рекламный ролик. Есть нервнобольная почти в каждом кадре главная героиня, «шизу» которой силится играть Марианна Васильева, но смотрится это чертовски неестественно. Виной тому как скверный сценарий с «мертвыми» диалогами, так и отстраненная от искусства режиссура, когда нужно просто показать некую безжизненную последовательность событий, с грубыми монтажными переходами. Из сопутствующих развлечений для публики – кровь и обнаженка, но и то и другое в крайне ограниченном количестве. Причем говоря о первом, в фильме есть эпизод, когда главная героиня подвергается зверскому избиению, что даже отдельно подчеркивает следователь, разбирающийся в произошедшем. При этом у Ники в следующей сцене, в эти же сутки, уже никаких следов насилия на лице, за исключением еле заметной ссадины в уголке рта. Это лишний раз говорит о качестве постановки, просто на визуальном уровне, без копания в фабуле, где вообще кошмар. Достаточно осмыслить сюжетный поворот с родителями Ники, с «успокоительным в соке», после которого «вообще никому ничего не было», дабы осознать, насколько создателям фильма была важна маломальская логика повествования.

Таким образом «Мерцание» – уровень категории С (говоря о качестве, а не о принадлежности к кабельному ТВ), совсем не В, на которую был расчет. Это не тот художественный уровень, который должен быть в пресловутом «импортозамещении», если мы и правда стремимся к этому, хотя бы в сколь-нибудь ощутимой доле зрительского внимания. Неумелая рваная динамика, сонно-тоскливое течение событий (когда это не фича, а баг), любительская актерская игра и, мягко говоря, небрежная драматургия – всего этого точно не заслуживает российский зритель, даже на уровне домашнего просмотра вполоборота. Подобное кино не выдерживает никакой критики именно в контексте множества американских, европейских и азиатских альтернатив куда более высокого качества, причем в том же сегменте мейнстримового невыдающегося кино. И если «Мерцание» и может быть для чего-то примером, то сугубо для того, как не надо снимать параноидальные триллеры.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)