DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Супергеройские меньшинства

Роковой патруль / Doom Patrol

Сценарист: Грант Моррисон

Художники: Джон Найберг, Ричард Кейс

Жанр: фантастика, психоделика, супергероика

Издательство: Азбука

Год издания: 2022

Похожие произведения:

  • «Люди Икс» (серия комиксов Криса Клэрмонта)
  • «Хранитель» (серия комиксов Алана Мура)

Переход из 80-х в 90-е для серии «Роковой патруль» стал знаковым. Сценарист и маг хаоса Грант Моррисон получил ее в свои руки и взял курс на уничтожение границ и устоявшихся клише в комиксах. Этот бунтарский, безумный дух вдохнул новую жизнь в серию, сделав ее культовой. Теперь она превратилась в успешный сериал минимум из трех сезонов и пережила несколько переизданий в разных форматах. На русском издательство «Азбука» представляет первый том этой серии.

Грант Моррисон к моменту начала работы над «Патрулем» уже перезагрузил одну забытую серию – Энимал Мена, а также написал «Лечебницу Аркхем» (изданную на русском), комикс про Бэтмена. Его стиль можно определить как новаторский, деконструирующий и даже артхаусный. Он поднимает в своих работах темы, раскрытие которых любому другому писателю удалось бы с трудом: они скучные, если говорить о них напрямую.

Так, например, если рассматривать жизнь супергероев в социуме, то они находятся вне общества. По сути, чтобы участвовать в обычной человеческой жизни, им приходится надевать маски, притворяясь кем-то другим. Самый яркий пример – Супермен, который, просто надев очки, становится тихим Кларком Кентом, человеком настолько далеким от идеального образа, что его даже рядом никто не может поставить. А что, если по какой-то причине герой не может этого сделать и вынужден всегда оставаться в статусе «супер»? Будут ли окружающие относиться к нему с благодарностью за работу, как это происходит с кино- или музыкальными звездами, или воспринимать как равного, как с ветеранами или спасателями?

Популярный в 80-х комикс «Люди Икс» однозначно отвечал на этот вопрос: нет, люди будут бояться и ненавидеть тех, кто на них не похож. И у читателя возникал диссонанс с этим посылом, ведь многие мутанты выглядят обычно, а некоторые даже привлекательно. Так почему они гонимы обществом? В реальной жизни даже у серийных убийц есть фан-клубы. Как же получается, что этих героев, заслуживающих уважение своими заслугами, в комиксах не принимает человечество?

В случае с Роковым патрулем такого вопроса не возникает. Его члены отвергнуты социумом потому же, почему были бы изгоями в реальном мире. Они инвалиды. И Моррисон раскрывает это со свойственным ему юмором.

Клифф Стил встречает читателя этой книги, напрямую говоря о ампутации всего своего тела. Он мозг, испытывающий фантомные боли и желания организма, но не способный испытать ничего – ни боли, ни удовольствия, потому что у мозга как органа нет нервных окончаний. Тем интереснее наблюдать за тем, что Клифф остается единственным, кто сохраняет ясность ума, оказываясь внутри психоделических миров, выстраиваемых автором. Его реакции остаются наиболее приближенными к тем, которые испытал бы любой настоящий человек, оказавшийся в схожих ситуациях.

Ребис является небинарной персоной в прямом смысле слова: в нем соединились белый мужчина и черная женщина. Джейн – сумасшедшая, у нее расщепление личности минимум на 64 самостоятельные персоны, причем у каждой своя суперсила. Дороти –маленькая девочка с лицом обезьянки, и этого достаточно, чтобы общество ее не приняло. Самый «нормальный» участник команды – Джон, чернокожий мужчина, и, как будто этого факта недостаточно, он отказывается быть супергероем из-за профессионального выгорания. Следуя тонкому юмору Моррисона, Джон показан в образе отца для Дороти, что противоречит сложившимся культурным клише. Если задуматься, то похожие тенденции мы видим сейчас в социальных сетях. Большое внимание общественности привлекают движения различных меньшинств, которые долгое время были в тени, – ЛГБТ+, BLM, бодипозитив. Получается, Моррисон взял вчерашних аутсайдеров и дал им определенную власть.

Роковой патруль изначально имел много общего с командой издателя-конкурента, Людьми Икс, серия про которую к концу 80-х была чрезвычайно популярна. Моррисон своей работой решает конкурировать напрямую. Сначала он следует привычной схеме – небольшой сюжет на один номер с представлением всех участников, но отказывается от идеи со «злодеем недели», выстраивая более длинные сюжеты на несколько номеров.

Люди Икс путешествовали в космос и параллельные миры, иногда обращаясь к психологическим проблемам некоторых персонажей. Грант ведет свою команду дальше, погружая действие в философские теории и не похожие ни на что психоделические миры. Его образы гротескны и сюрреалистичны, но при этом опасны и ясны. Даже если читатель не поймет, как могут существовать люди-ножницы, ему очевидно, как из бумажного комикса можно вырезать персонажа. И на таких контрастах строится вся серия.

В итоге, получается, что Роковой патруль, состоящий из максимально странных персонажей, оказывается в условиях, в которых противостоять врагам может только он. А самые могучие герои земли – Лига Справедливости – вынуждена безучастно смотреть за их работой. Банальности фантастических миров супергероики внутри комикса просто нет места.

И в этом состоит главное обаяние этого комикса. Он разрушает привычное, создавая странное, но притягательное. Он критикует обыденное, предлагая новое и интересное. Мир комикса сражается с миром выдуманным, сам оставаясь выдуманным, не заставляя читателя выбирать реальность. Это странно, но весело. А главное – Грант Моррисон не останавливается, позволяя фантазии увести читателя в самые безумные уголки комикс-вселенной.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)