DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Свой среди своих

Карнакки — охотник за привидениями / Carnacki the Ghost Finder (сборник)

Автор: Уильям Хоуп Ходжсон

Жанр: ужасы, мистика, детектив

Издательство: Вече

Серия: Мастера мистической прозы

Год издания: 2009

Похожие произведения:

  • М. Р. Джеймс «Рассказы антиквария о привидениях» (сборник)
  • рассказы Элджернона Блэквуда из цикла о Джоне Сайленсе

Из классиков литературы ужасов Ходжсон ступил на российскую землю последним (отдельные рассказы не в счет), и поэтому логично будет представить его читателю через сравнение с другими мэтрами.

Многое роднит Ходжсона с его соотечественником М. Р. Джеймсом: оба действию предпочитают факты, сюжету — атмосферу, объемным персонажам — почтенных джентльменов, основная функция которых состоит в красочном переживании испуга. Оба подчеркнуто неторопливы и непритязательны в стиле: обстоятельность и детализация ставятся выше, чем игры с языком и яркие метафоры. Вместе с тем Ходжсон, человек трудовой профессии (солидная часть его жизни прошла в море), далек от исторических и библиофильских изысков, присущих автору «Рассказов антиквария». Во многих рассказах о Карнакки зло коренится не в прошлом, а где-то извне — в чуждых нам слоях бытия.

Внешне цикл близок к историям Элджернона Блэквуда об оккультисте Джоне Сайленсе, однако последние не страдают от недостатка психологизма и, что особенно важно, однообразия. В отличие от старшего коллеги, Ходжсон строит повествование по единому шаблону, отчего рассказы приобретают сходство с распространенным типом квестов «Выйди из комнаты»: Карнакки — набросанный, кстати, более скупыми штрихами, чем доктор Сайленс — является в помещение, облюбованное потусторонними силами, и методом проб и ошибок докапывается до истины. Иногда та оказывается обыденной — и здесь автор верен традициям Конан Дойла, который предпочитал не сталкивать мистера Холмса с тайнами, неподвластными для человеческого разума.

Лавкрафту, одному из своих литературных учеников, Ходжсон ощутимо проигрывает в увлекательности и масштабе. Гений из Провиденса едва ли не все свои полотна писал на фоне безграничной Вселенной, его же предшественника мысль о ничтожности человека привлекает не так явно, хотя многие описанные им существа из «внешних сфер» могли бы занять не последнее место в ктулхианском пантеоне.

С Артуром Мейченом, наиболее одаренным из творцов «черной фантастики» начала XX столетия, Ходжсона сближает самая сильная его черта. Как и знаменитому валлийцу, ему свойственна поразительная достоверность в изображении сверхъестественных явлений. В лучшем из рассказов о Карнакки, «Свинье», манера автора приближается к документальной, если не протокольной; с беспристрастностью научного прибора он описывает чувства героя и происходящую вокруг него чертовщину, блестящим образом избегая штампов, которыми кишат нынешние аналоги. Описание это, растянутое на сорок с лишним страниц, иного читателя может вогнать в сон: рассказы Ходжсона требуют непрерывной работы ума и воображения, без которых получить удовольствие от этой своеобразной прозы невозможно. Однако тех, кто переборол себя, ждет настоящее пиршество духа — и страх как он есть.

Увы, в прочих отношениях Ходжсон Мейчену не ровня — слишком узок круг его интересов. Исключение составляет разве что тройка внецикловых рассказов, также включенных в сборник (как и три занятных истории о контрабандисте капитане Голте, автором которых мог бы быть О. Генри). «Брошенное судно» без труда можно адаптировать в сценарий современного фильма ужасов: уровень насилия, как ни странно, полностью соответствует суровым стандартам наших дней. Еще одна морская история, «Голос в ночи», заставляет не только поежиться, но и вспомнить о фантазиях Здислава Бексински. И поистине изумляет кошмар «Или, Или, лама савахфани!», в котором Ходжсон оригинально и с небывалой смелостью обыгрывает один из главных сюжетов христианской мифологии.

В целом сборник представляет собой неплохую стартовую площадку для тех, кто намерен дождаться культовых романов Ходжсона, которые и принесли ему посмертную славу. А ждать осталось недолго — трудами издательств «Энигма» и «Вече» наступление пойдет с двух фронтов сразу.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)