DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Тур за смертью

Пресс-тур (роман)

Автор: Андрей Поляков

Жанр: триллер, ужасы

Издательство: самиздат

Год издания: 2022

Похожие произведения:

Дебютную книгу Андрея Полякова «Пресс-тур» можно считать удачей, произведение не затеряется среди новинок жанра. Любители русского хоррора наверняка оценят мрачный антураж северного города, разнообразных персонажей, представляющих некий срез общества, крепкий сюжет и благополучное разрешение всех сюжетных коллизий.

Автор отправляет своих героев в пресс-тур в загадочную закрытую научно-производственную корпорацию. Движимые различными мотивами, они оказались на борту частного самолета по воле случая, но все стремятся к популярности, рассчитывая на будущие репортажи о добыче росения — вымышленного минерала с необычайно широким спектром свойств. Благодаря ему появляется новое топливо, новый вид энергии, развивается промышленный город на севере России, куда держат путь участники пресс-тура. «Росальтэн» — секретная корпорация, поэтому мероприятие обещает быть необычным, и каждый его участник считает, что вытащил счастливый билет.

Кто же едет в пресс-тур? Хромающий блогер-диабетик; красавица, переспавшая с парнем своей сестры; отец семейства, сбежавший от проблем, и так далее. У каждого свои тайны и мечты. Персонажи прописаны как в учебнике по литературному мастерству, что несколько выдает автора-новичка.

Внутренние демоны терзают участников пресс-тура в течение всего сюжета, хотя проблем у героев и без того хватает с лихвой. Первая — злобные зомби, которые встречают гостей прямо в аэропорту. Скоро становится ясно, что в городе Краснополярске наступил настоящий апокалипсис. Сюжетные перипетии заставят переживать за каждого героя романа. Вторая проблема — лютая северная зима. Она настигает людей и в городе, и в тайге. Третья проблема — голод. Передвигаться в поисках пищи по городу, кишащему зомби, крайне опасно, и с каждым днем кучка отважных участников пресс-тура уменьшается. Четвертая проблема — отсутствие транспорта и оружия. Тут, конечно, автор излишне сгустил краски, в реальности она была бы решена в первые же часы, как только герои поняли, что город неуправляем.

С каждой новой страницей появляется новая сложность, возникает новый конфликт, что подогревает интерес к сюжету. Вместе с тем роман Полякова мало чем отличается от известных произведений данного жанра и изобилует штампами. Зомби — результат неосторожного обращения с древним артефактом. Научное открытие непременно держится в тайне от государства и общества и попадает в руки дилетантов. Зомби стремятся к размножению и пожиранию живых тел. Главный монстр сильно напоминает Чужого, а главная героиня — умопомрачительная красавица. В финале же должен выжить самый слабый. Вместе с тем за сюжетными коллизиями следить интересно, особенную радость доставляют прерывающие канву повествования материалы из будущего расследования катастрофы, потому что из них видно: виновные понесут заслуженную кару.

Герои пытаются выбраться из ловушки разными способами. Один ждет, когда проблему решит кто-то более сведущий, другая ищет сильное мужское плечо, третий бросается в пекло событий. Благодаря разной реакции персонажей на катастрофу читатель видит множество моделей поведенческих реакций, и ни одна не вызывает сомнений.

Сочувствие героям строится на том, что они защищают свою жизнь и каждый из них испытывает раскаяние в неблаговидных поступках прошлого, что свойственно многим перед лицом опасности. Безвыходность ситуации, невозможность покинуть пределы искусственно ограниченного мира весьма характерны для хоррора, и Поляков пытается обосновать это всеми факторами: удаленность города от европейской части страны, холодный мир северной зимы, окружившая город тайга, секретность разработок, подлое и трусливое поведение руководства «Росальтэна». Тем не менее автор недостаточно «законсервировал» Краснополярск и потому добавил ячейку анархистов (с сомнительной, не слишком популярной нынче идеологией), которые повредили телевизионную и сотовую связь.

В «Пресс-туре», как в крепко сшитом триллере, нет длинных и скучных философских размышлений, но позиция автора видна из самой конструкции сюжета. Наука должна служить благим целям, варварское отношение к природе недопустимо, виновные должны быть наказаны. Никакого оправдания насилия и романтизации жестокости в «Пресс-туре» читатель не встретит.

Мир романа мало чем отличается от нашего, хотя на «виртуальных часах» — 2032 год. Позади пандемия ковида, которая упоминается в тексте, а о специальной военной операции и санкциях ЕС и США в отношении России в романе нет ни слова. Экономика страны в расцвете, технологии поражают воображение, но при этом царят общественные отношения «дикого капитализма», что смахивает на начало 2010–х годов.

Вместе с тем Поляков, будучи сотрудником международных PR-агентств, досконально знает работу блогера, журналиста, PR-агента. Ему удается создать достоверные образы героев и передать содержание самих пресс-туров, о которых многие читатели осведомлены весьма поверхностно.

Сюжет сочетает в себе несколько линий, которые причудливо пересекаются в центре текста. Помимо судеб участников пресс-тура, читателю придется следить за террористическим актом ячейки анархистов, а также за приключениями ученого — «нулевого пациента». Поляков не отвечает на вопрос о том, что представляет собой многовековая зараза, дремавшая в недрах земли, но такое «умолчание» свойственно жанру и не выходит за его рамки.

Вместе с тем динамично описанный зомби-апокалипсис заставит ненадолго забыть о реальных проблемах, а именно для этого читатель и окунается в кровавые истории о монстрах и победе над ними сил разума и добра.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)