DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Ужасы из Аргентины

Опасности курения в постели / Los peligros de fumar en la cama (Сборник рассказов)

Автор: Марианна Энрикес

Жанр: магический реализм, хоррор, мистика

Издательство: Inspiria

Серия: Loft. Открытая книга

Год издания: 2023 (в оригинале — 2022)

Перевод: Г. Петров

Аргентинская проза российскому читателю известна, по большей части, по творчеству давних классиков — Хулио Кортасара и Хосе Луиса Борхеса. Современная жанровая аргентинская литература в России редкий гость. Сразу на ум приходит только не то крошечный роман, не то средняя (по объёму) повесть «Дистанция спасения» Саманты Швеблин: лихорадочный хоррор о попытке спасти ребёнка от смерти.

Сборник рассказов писательницы Марианны Энрикес, выпущенный на русском импринтом Inspiria издательства «Эксмо» — классический аргентинский магический реализм, также склоняющийся к хоррору. Следуя заветам классиков, у которых Энрикес явно подглядела некоторые стилистические приёмы, писательница творит в русле тревожной мистической прозы. У неё странное, привычное для магреализма, становится страшным и неуютным. Но в рассказах Энрикес страшное и не стремится проявиться, а часто остаётся где-то на краю зрения, чтобы персонажи, а вместе с ними и читатель, начинали сомневаться в реальности происходящего.

«Опасности курения...» сравнивают с другой, именитой на Западе современной писательницей — Кармен Марией Мачадо, а точнее с её сборником рассказов «Её тело и другие», тоже выходившем на русском языке. Но Энрикес, в отличие от Мачадо, обходится без постмодернистских и литературных игр. Её истории — это всё же тот самый хоррор, которого Мачадо лишь касалась иногда в своих историях.

Энрикес не стремится запутать читателя, она рассказывает неуютные и мрачные сказки. Ужас у аргентинской писательницы местами очень физиологический, тошнотворный, пусть и Энрикес не акцентирует внимание читателя на омерзительных сценах.

Прозу Энрикес можно назвать и феминистической — во всех её рассказах действуют женщины, пережившие какую-то травму и сломленные, а оттого легко попадающиеся в лапы зла. Поскольку «Опасности курения...» в первую очередь — магический реализм, то Странное довлеет над остальным. Писательница не стремится пояснять происхождение Ужаса, который преследует персонажей, для неё очень часто оказывается важнее рассказать читателю о подготовке ко встрече со сверхъестественным, чем показать само сверхъестественное. Этим рассказы аргентинской писательницы похожи на некоторые сюрреалистические истории Джо Хилла, Нила Геймана и Рэя Брэдбери.

Чаще всего темой рассказов в сборнике оказывается смерть и воскрешение, психические заболевания и криминальные проблемы Буэнос-Айреса, в котором происходит большая часть историй сборника.

Одинокую женщину преследует призрак погибшей трёхлетней девочки («Эксгумация ангелочка»), тележка бродяги неведомым образом погружает в хаос благополучный район («Тележка), молодая девушка, страдающая от множества фобий, понимает, что её проблемы как-то связаны с её родными («Бетонная цистерна»), мёртвые дети преследуют героиню в шумной туристической Барселоне («Печальный бульвар Рамбла»), бесформенная безымянная сущность обитает в старом отеле в ожидании жертв («Смотровая площадка»), хобби с видеосъёмками приводит паренька в дом, где демон мучает одержимую девушку («Ни дней рождения, ни крещений»).

Это лишь часть историй. В рассказах Энрикес встречаются мертвецы и призраки, погибшие дети возвращаются домой целёхонькими, а игра с доской Уиджи оборачиваются ужасной встречей.

«Опасности курения в постели» — сборник хоть и специфический, но на который стоит обратить внимание любителям странной прозы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)