DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СИНИСТЕР. ПОЖИРАТЕЛЬ ДУШ

Ужасы подвала Гринберга

Подвал господина Гринберга

Россия, 2023

Жанр: триллер, криминал

Режиссер: Андрей Паюков

Сценарий: Андрей Паюков

В ролях: Агата Муцениеце, Влас Зубов, Дарья Эгерман, Серафим Долбунов, Анастасия Бактимирова, Никита Енкин и другие

Похожие фильмы:

  • «Коллекционер» (2009)
  • «Пленницы» (2013)

Девушка знакомится в баре с мужчиной, который на поверку оказывается маньяком, похищающим женщин для неясных целей. Оказавшись в его подвале, она отчаянно пытается выбраться на свободу. Но не только у похитителя есть секреты и скелеты.

Существует расхожее мнение, что в России не снимают хороших триллеров и ужасов. Несмотря на множество фильмов последних лет, опровергающих это, данный образчик отечественного кинематографа, к сожалению, скорее подтверждает сложившийся в головах обывателей стереотип.

В послужном списке Андрея Паюкова, режиссера и сценариста, всего две работы: короткометражка «Надежное место» (2018) и, собственно, сам «Подвал». Фильм является его дипломной работой – выпускника Высших курсов сценаристов и режиссеров под руководством Владимира Меньшова. Продюсером картины выступил Анатолий Колесник, чья продюсерская деятельность представлена двумя фильмами… «Надежным местом» и «Подвалом». Вообще, создается впечатление, что два приятеля как-то, сидя за столом и рассуждая на тему «если бы я был маньяком, и у меня был подвал», просто внезапно решили: «А не снять ли нам кино?!» Об этом говорит и тот факт, что фильм полностью снят на личные средства Паюкова, Колесникова и неких спонсоров. Бюджет – 25 миллионов рублей. Немного, но после просмотра картины в голове вертится только один вопрос: «Куда и на что они были потрачены?»

В одном из интервью Колесников рассказал, что: «он (Паюков) поехал в Голливуд… провел там три месяца на топовых съемочных площадках, смотрел, как делается голливудское кино». И, очевидно, сделал все наоборот. Потому что «Подвал» откровенно плох. Словно сошедший с экранов 1990-х, он собрал в себе худшие черты кинематографа того времени.

Качество съемки напоминает сериалы с федеральных каналов, где звук не наложен на картинку, а записывается непосредственно при съемке. Декорации представлены интерьерами в стиле «дорого-богато»: этакий «лоск» а-ля «Бандитский Петербург» (2000-2003) или «Бригада» (2002).

Актерская игра настолько переполнена МХАТовским апломбом, что становится смешно. Затянутые, полные нравоучений и менторского тона диалоги, пронзительные взгляды «в зал» в крупных кадрах, вымученные эмоции на уровне местечкового театра – все это не добавляет фильму качества.

Главный злодей, господин Гринберг, всем своим видом с первого же кадра просто вопит о своей маньячности. Героиня же фильма в исполнении Дарьи Эгерман хорошо отыгрывает только истерики – они ей действительно удаются – и эротические сцены. Кстати, об эротике – опять же совершенно в стиле проходных «бодрых боевичков», снимавшихся в 1990-х на деньги внезапно разбогатевших «бизнесменов», желающих снять в кино жену, дочь или любовницу. В «Подвале» присутствует не только весьма откровенная, и надо признать, неплохо снятая эротическая сцена, но и легкий БДСМ-контент. Впрочем, смотреть фильм ради этих двух сцен, пожалуй, нерациональная трата времени.

Музыкальное сопровождение – отдельная тема для разговора. Песня под аккомпанемент клавесина, которая отправляет нас не то к классике вроде «Декамерона» (1970) Пазолини, не то к итальянской эротике 1970-х. А в тех случаях, когда клавесин замолкает, зрителя мучают одними и теми же пассажами из пяти повторяющихся нот.

Что касается сюжета, в аннотации к фильму заявлено, что «сюжет частично основан на материалах уголовного дела», но не уточняется, в какой именно части. Сам Паюков говорит о своем детище как о «фильме про любовь и ненависть», но, по сути, перед нами очередной опус об ошибках прошлого, мести и немного о стокгольмском синдроме. Ну и о том, как опасно садиться в машину с незнакомцами, конечно.

Сюжетных ляпов и затертых до дыр клише не счесть: тут вам и наитипичнейший мрачный подвал с кучей труб и толстых дверей, непременно ржавых, и бесцеремонные грубые неуклюжие полицейские, разбалтывающие подробности дела первому встречному-подозреваемому, и откровенно нелогичные поступки всех персонажей сразу. И куда же без сюжетных твистов, которых в «Подвале» целых три, – предсказуемых, клишированных поворотов, делающих сюжет еще более заурядным.

Возвращаясь к персонажам: хладнокровный невозмутимый антагонист, единственный к кому автор сценария очевидно испытывает симпатию, посреди фильма, чуть ли не выставив вперед театрально ногу, разражается пафосным монологом о любви. Заявленная большими буквами и портретом на две трети постера Агата Муцениеце, появляется в фильме дважды: на 7 минут и на 10 секунд. Причем с лица актрисы не пропадает ни на секунду вуаль легкого недоумения: «А что я, собственно, здесь делаю?»

Пожалуй, не считая эротической сцены, единственный эпизод, который действительно неплох, – это развязка фильма со спасением пленницы, можно даже назвать его сильным, особенно на фоне остального провального зрелища.

В свете всего вышесказанного тем удивительнее, что фильм получил несколько наград: лучший триллер на кинофестивале «Капля» и лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Белая птица» в 2023-м, лучшая режиссура на кинофестивале в Сочи и специальный приз жюри на кинофестивале «Мосты» в 2024-м. Возможно, отечественным знатокам и профессионалам в сфере кино фильм открылся с какой-то иной, более глубокой стороны. Но невольно задумываешься о судьбе тех самых 25 миллионов рублей…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)