DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В подворотне нас ждет маньяк

Безлюдное место. Как ловят маньяков в России (документальная книга)

Автор: Саша Сулим

Жанр: нон-фикшн, документалистика

Издательство: Альпина Паблишер

Год издания: 2021

Похожие произведения:

  • Владимир Бут «Маньяк» (документальная книга)
  • Николай Водько «Почему так долго искали Чикатило» (документальная книга)
  • В современном мире любая резонансная история обречена распространяться по разным каналам. Дело ангарского «чистильщика» — серийного убийцы, на счету которого семьдесят девять жертв, — повлекло за собой множество публикаций, документальных фильмов, подкастов, ток-шоу. Среди отечественных журналистов детали нашумевшего процесса наиболее полно раскрыла Саша Сулим. Ее изыскания воплотились в цикл статей на портале Meduza и в документальный фильм на Youtube-канале «Редакция». Под занавес прошлого года в издательстве «Альпина Паблишер» вышла и книга «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России».

    Серийный убийца Михаил Попков орудовал в Ангарске с 1992 по 2010 год. На счету душегуба без малого восемьдесят жертв, но его поиски растянулись почти на два десятка лет. Михаил Попков воспринимал себя как «чистильщика», избавлявшего город от порока и распущенности. По ночам он знакомился на улице с подвыпившими женщинами, вывозил их в лес, насиловал и убивал. (Попутчицы, чье поведение казалось ему пристойным, имели все шансы спокойно добраться до дома.) Для поимки убийцы была создана специальная «маньячная группа», но даже ей не сразу удалось добиться результата. Помимо осторожности и изворотливости злодея расследование стопорили ржавая заторможенность бюрократической системы и топкое безразличие глухой провинции.

    В журналистских материалах Саши Сулим довольно подробно рассказано о злодеяниях убийцы и деятельности «маньячной группы». Книга дополняет растиражированные в СМИ факты историями сломанных судеб и детально прорисованным фоном. Прежде чем читатель устремится в промозглые сибирские леса и прокуренные милицейские кабинеты, Саша Сулим описывает криминальные реалии Ангарска девяностых. Суровые времена ожесточили людей и сделали насилие чем-то обыденным. Несколько женских трупов не сразу навели на мысль о серийном убийце даже специалистов — куда проще было представить их очередными жертвами бандитского беспредела.

    Историк Люси Уорсли отмечала, что резонансные жестокие убийства еще в позапрошлом веке сформировали специфический жанр криминального репортажа с «небрежностью в освещении фактов, живописным выпячиванием чудовищных и скандальных подробностей и откровенным игнорированием всего, способного помешать поспешным выводам». Саша Сулим избегает таких одиозных клише. Она предпочитает опираться на подтвержденные факты, свидетельства очевидцев и уклоняется от скоропалительных суждений. Книга четко выстроена вокруг дела ангарского маньяка и обходится без лирических отступлений, но за историей расследования вырисовывается портрет современной России со всеми ее психологическими травмами, комплексами и заблуждениями.

    Серийные убийства считаются одним из самых сложных для расследования видов преступлений. Чаще всего жертву и злодея ничто не связывает. На месте преступления они встречаются в первый и последний раз. В популярных триллерах расследование серии убийств чем-то напоминает партию в шахматы. Злодей творит свое черное дело, убирая с доски все новых и новых жертв, а сыщик должен вникнуть в его извращенную логику и прервать кровавую последовательность. В российских реалиях, которые описывает Саша Сулим в своей книге, будет более уместным сравнение с игрой в морской бой: допросами и экспертизами (насколько хватает бюджета) следствие вслепую бьет по клеточкам, чаще всего натыкаясь на очередное «мимо». Ситуацию осложняет не только опасный противник, но и сама правоохранительная система, которая в силу своей бюрократической неповоротливости норовит то вырвать карандаш из рук, то отметить промахом месторасположение искомой цели. Некоторые детали кажутся более подходящими для литературы абсурда, чем для реальной жизни. Например, участникам «маньячной группы» приходилось специально добиваться жалоб на себя от потерпевших, чтобы заставить высокое начальство принять нужные для поимки злодея решения.

    За рубежом документальные произведения о серийных убийцах — жанр довольно популярный. Злодеяния Тэда Банди, Джеффри Дамера, Джона Гейси и других притягивают внимание огромной аудитории. Авторы охотно удовлетворяют массовое любопытство книгами о том, как совершались и расследовались кровавые преступления. В России серийных убийц тоже хватает, но их личности довольно редко пробуждают интерес у авторов документальной прозы. В одном из самых известных изданий такого рода — книге «Маньяки. Слепая смерть: Хроника серийных убийств» криминального журналиста Николая Модестова — кратко изложены основные сведения о самых жестоких отечественных серийных убийцах. Чаще всего российских авторов true crime привлекает личность Андрея Чикатило. Михаил Кривич и Ольгерт Ольгин в «Товарище убийце» облекают историю его злодеяний в полухудожественную форму, а Владимир Бут в «Маньяке» сыплет цифрами милицейских отчетов и собственными впечатлениями от судебного процесса. Наконец, криминалист Николай Водько детально и сухо пытается выявить национальные особенности поимки маньяков в книге «Почему так долго искали Чикатило».

    «Безлюдное место» Саши Сулим особенно сильно живым общением с родственниками жертв, сотрудниками полиции и самим убийцей. Общие места, неизбежные для такого рода произведений, излагаются с соблюдением эмоциональной дистанции — здесь порой так и слышатся интонации закадрового голоса из «Криминальной России». Особенным «Безлюдное место» делают именно вопросы автора и ответы ее собеседников. Саша Сулим находит необычные штрихи к портретам жертв, выуживает неординарные суждения из сотрудников правоохранительных органов. Но наиболее мощным получилось ее интервью с самим Михаилом Попковым. С момента заключения под стражу журналисты не обделяли его вниманием, преступник даже установил тарифы на общение с прессой (надо же как-то зарабатывать деньги!). Саша Сулим задает убийце неудобные вопросы, от которых не отделаться заученными фразами. Ему приходится заглядывать внутрь себя, выдавать конкретику вместо общих слов и утрачивать демонический ореол, признаваясь в банальности зла.

    Социолог Франко Берарди в книге «Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы» показывает, как агония капитализма и разрушение социальной цивилизации приводит к появлению скулшутеров и идейных террористов. Маньяков он не анализирует, считая их порождением внутренних садистских устремлений, а не внешней среды. Книга Саши Сулим идет обратным путем, демонстрируя, как много дело серийного убийцы может сказать о современной России. Здесь большее значение имеет не личность злодея, хотя взгляды Попкова на нравственность в своем виктимблейминге созвучны звону духовных скреп крепнущего консерватизма. Типичные черты современности отражает процесс расследования. «Шувалова («тулунского маньяка» — прим. А.М.), как и Попкова, породила атмосфера безразличия», — заключает в разговоре с журналисткой оперативник, участник «маньячной группы» Артем Дубынин. Это безразличие охватывает всех — от маленьких людей, которые игнорируют крики о помощи с ближайшего пустыря, до больших начальников, которым красивый отчет важнее реального результата. Страшно становится не оттого, что, как пела группа «Мумий Тролль», в подворотне нас ждет маньяк. Страшно, что вокруг столько людей, которых безразличие к происходящему превращает в его соучастников.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)