DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В тихом омуте...

The Lost Causes of Bleak Creek (Роман)

Автор: Ретт МакЛафлин, Линк Нил, Лэнс Рубин

Жанр: подростковый триллер, мистика

Издательство: Broadway Books

Год издания: 2019

Похожие произведения:

  • Лориэн Лоуренс «Сшиватели» (цикл)
  • «Очень странные дела» (сериал)

Южноамериканский городок Блик-Крик и «Блеклый ручей», местная речушка, делят друг с другом не только название. Время в Блик-Крике течёт столь же лениво и медлительно, как и сам ручей, а помыслы и устремления местных жителей чисты и прозрачны, как речная вода. Но луг у истока реки огорожен забором с колючей проволокой, и даже самые безбашенные подростки Блик-Крика предпочитают не приближаться к этому месту. Здесь расположена исправительная школа Уайтвуда, заведение столь же эффективное, сколь и загадочное. Впрочем, приятелей Рекса и Лейфа мало волнуют тревожные слухи о закрытой школе: вместе со своей подругой Алисией они заняты съёмками своего первого фильма, ужастика, которым намерены потрясти жюри регионального кинофестиваля. Но съёмки одной из ключевых сцен фильма выходят из-под контроля, и Алисию, за которой уже давно закрепилась репутация сорвиголовы, отправляют в школу Уайтвуда на перевоспитание. Чтобы выручить подругу, Рекс и Лейф принимают решение разузнать всю правду о таинственной школе. Ребятам вызывается помочь Джанин Блитштейн, выпускница школы документального кино. Девушка надеется найти сюжет, который положит начало её карьере и поможет забыть о неурядицах в личной жизни. Вскоре и она, и мальчики понимают: за приветливым фасадом провинциальной жизни Блик-Крика скрывается самое настоящее зло, подпитываемое нетерпимостью, конформизмом и… магией?

Авторы этой книги, блогеры Ретт и Линк, в России не слишком известны. Возможно, сетевые старожилы вспомнят парочку старых вирусных видео вроде «Танцующей зебры» или «Войны футболок», но не более. Однако в англоязычном секторе «YouTube» их принято относить к числу отцов-основателей видеоблогинга. Каждый выпуск их главного хита, ежедневного шоу «Доброе мифическое утро» («Good mythical morning»), вот уже больше десяти лет собирает миллионы просмотров. Помимо этого, на счету творческого дуэта множество скетчей и музыкальных пародий, два сезона сериала «Ретт и Линк работают сообща» («Rhett and Link’s Buddy System»), несколько появлений на шоу Джимми Фэллона и множество других проектов, как в интернете, так и за его пределами. Их первый опыт на литературном поприще, «Книга мифичности» («The Book of Mythicality»), хоть и стал бестселлером по версии газеты «Нью-Йорк Таймс», но представлял собой более или менее стандартный образец «блогерской книги». Это красочно иллюстрированное и изобретательно устроенное издание, предназначенное скорее для кофейного столика, чем для книжной полки. «Книга мифичности» — хроника совместного творческого пути двух друзей детства, обильно сдобренная архивными фото, интерактивными играми, отсылками для фанатов и прочими забавами. Эта книга стала отличным подарком для обширного сообщества «мифических существ» («mythical beasts» — так Ретт и Линк окрестили своих поклонников), но за его пределами её выход остался незамеченным.

Однако на этом друзья не остановились. В своих шоу, подкастах и интервью они часто говорят, что главным двигателем их творческих экспериментов было и остаётся желание рассказывать истории. Поэтому вторая книга, выпущенная всего через два года после первой, стала уже полноценным художественным романом. И романом на удивление неплохим.

«Заблудшие души Блик-Крика» чаще всего называют смесью «Очень странных дел» и культуры американского юга. Как и в «Странных делах», место действия здесь — захолустный городок, а главными героями являются подростки, которым приходится объединиться с ребятами постарше и взрослыми, чтобы разгадать зловещую тайну. Вместо лаборатории Хоукинса — закрытая школа Уайтвуда, вместо жестоких опытов над детьми, направленных на раскрытие сверхъестественных способностей — не менее суровые дисциплинарные меры, а вместо портала в параллельный мир… впрочем, не будем спойлерить главную сюжетную интригу: возможно, когда-нибудь «Заблудшим душам» всё-таки удастся добраться до прилавков российских книжных.

Но именно погружение в нравы и традиции южноамериканской глубинки является ключевым отличием романа от его знаменитого сериального вдохновителя. Вместо орд потусторонней нечисти главным героям противостоят устаревшие обывательские представления о морали, приравнивающие любое отклонение от традиционного уклада жизни к опасной девиации, которую нужно непременно устранить, вывести те самые заблудшие души на путь истинный — и цель при этом оправдывает любые средства, от просто жестоких до бесчеловечных. Американский юг известен своей религиозностью, и в романе это играет важную роль. В Блик-Крике целых две баптистских церкви, которые, несмотря на приверженность одним и тем же догматам, находятся в состоянии постоянной вражды, а мистер Уайтвуд, которому и принадлежит исправительная школа, пользуется безоговорочным доверием горожан не в последнюю очередь потому, что является также церковным органистом.

Закономерным продолжением тренда на ностальгию по восьмидесятым в «Заблудших душах» становится ностальгия уже по девяностым — именно в это время, за исключением нескольких флешбеков, разворачиваются события романа, и авторы ни на секунду не позволяют читателю забыть об этом. Текст пестрит приметами времени и отсылками. Впрочем, основная их часть будет понятна только американцам: многочисленные названия сетевых магазинов, продуктов и имена телезнаменитостей ничего не скажут российским читателям. Хотя есть и универсальные ностальгические триггеры — например, уже на второй странице романа упоминается Жан-Клод Ван Дамм.

Но гораздо важнее поп-культурных отсылок личный контекст. В первых черновиках город, описанный в книге, назывался Буис-Крик, и это не вымышленное место, а реальный городок в штате Северная Каролина, где родились и выросли Ретт и Линк. Именно родной Буис-Крик они с любовью и в мельчайших деталях воссоздают в тексте, изменив лишь название на чуть более звучное.

Главные герои, Рекс и Лейф — это, как несложно догадаться, альтер-эго самих Ретта и Линка, унаследовавшие их характеры и эмоциональные переживания. Жизнь книжных героев состоит из множества детских традиций и игр собственного изобретения, и всё это авторы тоже взяли прямиком из своего детства. Это делает книгу очень личной и трогательной и придаёт глубину и живость достаточно стандартной для жанра подросткового триллера истории. Авторы не стесняются притормаживать действие, описывая мысли и чувства персонажей. Дети здесь — не условные маленькие взрослые, а полноценные и убедительные личности с чутким восприятием окружающей действительности и собственных внутренних изменений. И в то же время они остаются детьми: фантазируют, играют и шутят.

Комедийная составляющая — ещё одно достоинство книги. Ретт и Линк, в первую очередь, комики, поэтому и в диалогах персонажей, и в описаниях местных реалий чувствуется добрая ирония. Местами, правда, желание авторов рассмешить читателя ощущается слишком уж сильно, но в основном юмор вплетён в повествование довольно органично.

А вот сюжетная интрига несколько разочаровывает. Хтони и хоррора в книге немного, однако мистическое здесь всё-таки вполне реально. Главное фантастическое допущение, на котором строится сюжет, не слишком оригинально, но описано достаточно самобытно и вызывает желание разобраться в своей природе. Проблема в том, что хотя большую часть ответов авторы благоразумно приберегают до конца, ответы эти оказываются слишком уж всеобъемлющими. В руки героям в нужный момент внезапно попадает старая книга, в которой подробно описано, что представляет собой то явление, с которыми им предстоит бороться, как оно называется, с чем его едят и с чем побеждают. Это лишает персонажей необходимости набивать шишки, ища способы борьбы с потусторонними силами методом проб и ошибок, и не оставляет места для креативности, вроде той, с которой подходят к наименованию сверхъестественного Майк и его команда из всё тех же «Странных дел».

Финал «Заблудших душ» предполагает продолжение, и сами Ретт и Линк не раз подтверждали, что сиквел неизбежен. Скоротать ожидание можно за просмотром документального фильма, разделённого на несколько частей и выпущенного в рамках «Доброго мифического утра», в котором друзья бродят по родному Буис-Крику и вовсю ностальгируют, посвящая зрителей в маленькие и большие тайны своего детства, из которых и сплетён их роман. «The Lost Causes of Bleak Creek» — книга, безусловно, не идеальная, но это крепкий представитель своего жанра, который по искренности и юмору может дать фору многим из соседей по полке. Если вам по душе истории о маленьких городках, в которых прячется большое зло — добро пожаловать в Блик-Крик.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)