Кладбище ведьм (роман)
Автор: Александр Матюхин
Жанр: хоррор, мистика
Издательство: АСТ
Серия: HORRORZONE
Год издания: 2021
Похожие произведения:
- Стивен Кинг «Сияние» (роман)
Делать рецензии на новинки хоррора — очень опасное занятие. Не в том смысле, что авторы хоррора знают 1000 и 1 способ, как усовестить нерадивого рецензента (или критиканского критика), — а в том, что обаяние этого жанра очень часто базируется на «бу-эффектах» и «вотэтоповоротах». И случайный спойлер может не только испортить удовольствие от прочтения, но и напрочь разрушить весь авторский замысел.
Поэтому рецензии на книги данного жанра превращаются в аккуратный путь по минному полю: шаг влево, шаг вправо — спойлер!
Те, кто уже знаком с текстами рассказов Александра Матюхина, знают, что он не идет по легкому пути «бу-эффектов», однако в изобилии использует «вотэтоповороты», как сюжетные, так и в построении арки персонажей. И его роман «Кладбище ведьм» — не исключение.
Аннотация или краткий пересказ «Кладбища ведьм» могут ввести в заблуждение тех, кто знакомится с творчеством Александра Матюхина впервые. Ведьмы, старые дома, деревенская мистика — кажется, это те самые клише, из-за которых недолюбливают посконно-русский хоррор. Но заблуждение рассеивается уже на первых страницах — мы получаем крепкий, добротный мальчишеский хоррор, который сделал бы честь любому автофикшену или произведению «для толстых журналов». Далее читателя ждет облегченный «вотэтоповорот» — и смена не только поджанра (это не мальчишеский хоррор!), но и протагониста, которых, к слову, будет несколько.
Автор плетет историю из нитей персонажей, совершенно разных, пусть и связанных между собой (стоит попенять на момент: НАдя и НАташа по схожести имен могут путаться у некоторых читателей). И вот тут как раз и играет на руку специфика романа как литературной формы: в рассказе (которыми в основном известен Александр) невозможно было бы дать такую емкую и в то же время такую подробную палитру мотиваций, особенностей и деталей поступков героев.
И если рассказчик-Матюхин известен как мастер медленного, липкого, неотвратимого кошмара, который вплетен в нашу повседневность — но мистическая сторона этого кошмара проявляется постепенно (или не проявляется вовсе), — то здесь мистическая составляющая подается буквально с пролога (если не с названия). Во всем остальном автор верен себе.
Поклонники Матюхина знают, что он предпочитает не мясной хоррор, а психологический. Кровь, гной, кожа, слезающая клоками, — в этом здесь тоже нет недостатка, однако не они главный хоррорный триггер романа. «Кладбище ведьм» — текст с очень хорошо, грамотно и верно смоделированной атмосферой тревоги и неуюта, которая просачивается в читателя еще с пролога — да что там, с первых же строчек! Здесь нет ощущения безумия — лишь неправильности существующей реальности, ее искореженности, нездоровости и изъеденности, которые тем не менее частью персонажей воспринимаются как нормальность. Тягучесть и вязкость атмосферы создаются отнюдь не за счет тягучести и вязкости текста, а за счет того бытового кошмара, в котором обретается, например, Маша. Того самого кошмара, который, кажется, существует лишь в новостных колонках и петициях против домашнего насилия, но не здесь, не рядом, не за стеной у соседа.
История начинается довольно-таки неторопливо (с точки зрения событий), но ближе к середине приобретает бешеную динамику. Кому-то может показаться, что в романе не хватает второстепенных линий. Но, наоборот, клаустрофобность текста, замкнутость его на определенной территории и определенных персонажах и создает его аутентичность: ведьминские дела — дела личные.
Матюхин детально, очень зримо и уверенно описывает ведьмовскую работу: гадания, ощущения карт, ритуалы, черные яйца, банки с ножницами — это не набор классических клише, это аккуратно проработанный мир деревенской ведьмы. Мир, который становится полноправным персонажем романа со всеми своими элементами — от иголки до целого дома.
Несмотря на то, что текст «Кладбища ведьм» пестрит классическими для жанра сюжетообразующими элементами — семейные проблемы, насилие (в школе или семье), родовая тайна, старый таинственный дом, переезд на новое место, — здесь это не просто хоррор-маркеры для лучшей ориентации читателя и погружения его в привычную жанровую обстановку. Фактически это своеобразный роман взросления. Обычный человек постепенно, даже незаметно для себя переходит в область чего-то иного, сам становится чем-то иным, учится, как взаимодействовать с этим новым для себя миром — и как на это реагируют окружающие.
Матюхин умело лавирует между деревенской мистикой и бытовыми ужасами. Если усушить и утрясти текст, убрать из него все, что касается ведьм, и сконцентрироваться лишь на бытовом аспекте, то получится классический реализм. Судьбы, семейные заклятия и тайны сплетаются в тугой клубок, в котором очень сложно отличить, где последствия магии, а где — личный выбор самого человека.
Стоит ли читать «Кладбище ведьм»? Несомненно! И не только поклонникам Александра Матюхина и любителям хоррора, но и всем ценителям хорошей, крепкой современной русской литературы.
Комментариев: 0 RSS