Subconscentia (авторский сборник)
Автор: Александра Ильина
Жанр: триллер, ужасы, темное фэнтези
Издательство: Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов, прозаиков
Серия: Триллер и ужас
Год издания: 2021
Похожие произведения:
В современном потоке печатной продукции, зачастую не самого высокого качества, стоящие книги рискуют остаться незамеченными. Не упустите из виду сборник «Subconscentia» («Подсознание») питерской писательницы Александры Ильиной.
Рассказы в нем представляют целый спектр мрачных историй о тяжести жизни, о несбывшемся счастье, о недостаточном внимании друг к другу. Читаются они легко — это одно из достоинств сборника, при этом написаны вполне атмосферно. Такие книги доказывают, что триллер и ужасы не всегда маргинальны по своей сути. В конце концов, монстры, нехорошие квартиры, загадочные шкафы — это всего лишь ширма. После прочтения «Subconscentia» мысли и помыслы остаются светлыми, а не наоборот.
Заглавный рассказ «Связь» — очевидная аллегория массового подавления сознательности граждан посредством технологий и медиа. Жуткое описание чипированного живого мертвеца напоминает сцены из «Пикника на обочине», что говорит об умении автора в старую добрую классику.
Даже небольшие по объему произведения пронизаны драмой, заставляют задуматься о мелочах жизни, губительных привязанностях и привычках. Такие истории, как «Злой рок» и «Формула судьбы», до жути реалистичны: подобных «героев», забитых, закомплексованных, способных в любой момент взорваться, хватает в выпусках новостной хроники. Тут вам и горе-пикапер, и абьюзер, вымещающий негатив на родном человеке. К слову, автор, несмотря на присутствие злодеев с мужским лицом, не уходит в глухой феминизм — в книге хватает чудовищ и в женском обличии.
«Отравленная жизнь». Такие истории обычно называют «семейными драмами», но этот рассказ — промежуточное звено между драмой и триллером. Сравнение с «Сиянием» напрашивается само собой: мистика в сеттинге «нехорошей квартиры». И сложно сказать, квартира ли так вредоносно подействовала на людей или люди сами по себе оказались слабы перед жизненными обстоятельствами.
«Маленькие человечки». Серость дней и плывущие по течению люди. История о том, что если не бороться за свое счастье, не мечтать, то злая энергия будет накапливаться, пока не взорвется — феерично и в то же время ужасающе. В рассказе можно отыскать яркие аллюзии не только на классические произведения вроде «Пиноккио» или культовую серию «Пила», но и на куда более старинные сюжеты, такие как Лабиринт Минотавра. «Маленькие человечки» несут в себе добрый посыл, даже несмотря на пугающую составляющую — именно она позволяет героям «проснуться», не размениваться на второстепенное, преходящее, а действовать решительно. В силу этого и концовка хоть и безрадостная, но не совсем «плохая».
Последний рассказ «Subconscentia», давший название книге, — самый живописный, при этом будто клиповый, местами обрезанный. Его сюжет — в духе «Потерянной цивилизации», о таком много писали Берроуз, Роберт Говард и другие. При этом у Ильиной — модернистский взгляд на жанр. В действительности, где реклама и маркетинг диктуют правила жизни, этим пользуются для привлечения туристов некие мистические силы. Бедняжка-туристка панически пытается спастись от монструозного культа… Смысловая нагрузка «Subconscentia» отдана автором на откуп читателю, в отличие от предыдущих рассказов, где посылы остры и контрастны. Безымянная героиня — не оторва, не грешница, не мученица, она простая девушка, попавшая в макабрический переплет. Грань между реальностью и безумием стирается с каждой прочитанной страницей. В фигурах антагониста и «высокого покровителя» могут скрываться ипостаси самой героини, два архетипа женщины — сердцеедство и любовь, порок и благочестие, демон и ангел, в конце концов, Лилит и Ева.
Половина рассказов могли бы стать прекрасной основой для комиксов, мультфильмов или теленовелл в жанре хоррор. Их персонажи цельны, а ситуации, в которые они попадают, описаны объемно и колоритно. Только, в отличие от тех же «Баек из склепа», здесь нет места безумной сатире и веселому фарсу.
В рассказах нет особых сюжетных «дыр», разве что некоторые переходы резковаты. Диалоги порой не могут похвастаться лаконичностью, но это можно списать на сомнабулизм и сюрреалистичность происходящего, скачущее время и пространство.
Общее послевкусие от сборника (своеобразного копания в смысле жизни, ложного или близкого к истине) вовсе не горькое. Наоборот — есть над чем задуматься, улыбнуться над некоторыми персонажами. Узнать в них обычных людей.
Комментариев: 0 RSS