DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Евгений Колядинцев: «Русский хоррор — школьный хулиган с низкой успеваемостью»

В ожидании премьеры российского хоррора «Рассвет» DARKER пообщался с человеком, которому фильм обязан своей оригинальной идеей. Для Евгения Колядинцева, выигравшего с этим сценарием конкурс кинокомпании «10/09» (с более чем тысячей участников!), проект стал первым, снятым по его собственному замыслу. Хотя над сценариями хорроров Евгений трудился и раньше, в соавторстве. Кроме того, Евгений — режиссер и продюсер ряда короткометражек, хоррорфэн со стажем и, конечно, интересный собеседник.

Евгений, давайте начнем с самого начала истории создания «Рассвета». Вы однажды упоминали в интервью, что идеи зачастую нисходят на вас во время просмотра хоррора, даже если они не связаны с его темой или сюжетом. В этот раз тоже так случилось?

В этот раз случилось все иначе. Моя жена однажды рассказала мне про опыт своего брата, который вместе с друзьями обучался осознанным сновидениям. В какой-то момент у одного из друзей сны, как бы это сказать, перестали быть снами. Они стали настолько реальными, что было уже непонятно, сон ли это вообще. Тот человек не на шутку испугался и прекратил практику осознанных сновидений. А жена, рассказав мне все это, как бы невзначай обронила, что неплохо бы сделать фильм на эту тему. Несколько лет спустя эта история всплыла у меня в голове — как раз тогда, когда я раздумывал над сценарием для конкурса кинокомпании «10/09».

Сценарий «Рассвета» на этом конкурсе победил, обойдя более тысячи конкурентов. Расскажите о своем участии в нем. Что из себя представлял сценарий на том этапе и как изменился с тех пор?

Для этого конкурса я решил не доставать «из стола» уже имевшиеся сценарии, а придумать что-то новое. Вообще, для того, чтобы принять в нем участие, достаточно было прислать короткую — на две страницы — заявку. Так я и поступил. Уже затем, когда меня отобрали в шорт-лист, мне нужно было написать более подробный синопсис. И вот если сравнивать его с окончательным вариантом сценария, то история там изменилась процентов на девяносто.

Над сценариями полнометражных хорроров вам приходилось работать и раньше, и понятно, что накопленный опыт должен был сделать благое дело, чтобы последующие работы оказывались лучше предыдущих. Но как вы сами оцениваете, у сценария «Рассвета» есть принципиальные отличия будь то в плане оригинальности идеи или удачности ее воплощения?

Пожалуй, лично для меня главное отличие «Рассвета» в том, что его идея и тематика исходили от меня, в то время как над другими сценариями я работал, уже имея заданную тему.

Раньше вы писали полные метры только в соавторстве, а над «Рассветом» работали самостоятельно. Какой опыт вам показался более интересным, более легким? Какие бы выделили основные плюсы и минусы работы в одиночку?

А ведь самое интересное, что над «Рассветом» я также работал в соавторстве. Сначала моим соавтором был продюсер фильма — Владислав Северцев, а затем нашим соавтором стал режиссер — Павел Сидоров. Да, формально текст сценария печатал я — в сценарной программе на своем ноутбуке. Но после каждого нового драфта мы днями напролет сидели в офисе у Влада и обсуждали каждую сцену. Именно в процессе наших постоянных мозговых штурмов в итоге и родился тот сценарий, который был затем экранизирован.

Фабула картины построена на таких специфических явлениях, как сомнология, исследования сна, осознанные сновидения… Когда вы обо всем этом писали, приходилось ли самому недосыпать, изучая матчасть?

О да, матчасть я учил, причем настолько усердно, что в какой-то момент сам научился осознавать себя во сне. Это довольно сильный и волнующий опыт, получить который мне помогли работы Стивена Лабержа. Забавно, что я действительно жертвовал сном ради получения знаний об осознанных сновидениях, в то время как одно из правил регулярного осознания себя во сне — хорошо высыпаться.

Какие хорроры о сновидениях можете отметить как ориентиры для тех, кто собирается смотреть «Рассвет»? Не получилось ли вставить какие-нибудь отсылки, намеренные или случайные?

Так ведь это же одно из самых увлекательных занятий для киномана — самому находить отсылки и аллюзии! Я бы вот не хотел, чтобы мне как зрителю с самого начала давали такие подсказки. Но мы можем поступить так — вы посмотрите фильм и сами скажете, какие отсылки вы считали. А я потом, если что, вас дополню.

Довелось ли вам как-либо поучаствовать в производстве картины? Сами присутствовали на съемках?

Да, конечно, как только у меня появлялась возможность, я тут же ехал на съемочную площадку. Создание кино — это всегда магия. А когда кино создают по вашему сценарию, и вы видите, как оживает все то, что вы придумали… Непередаваемо, одним словом.

В преддверии выхода фильма издательство «Астрель-СПб» выпускает новеллизацию, которую написал Олег Кожин. Причем она отличается от оригинала: как рассказал автор, «появились две новые сюжетные линии, расширился мир, изменилась концовка». Каковы ваши ощущения по поводу того, что ваша работа получила не только кино-, но и литературное воплощение? Сами прочитали или собираетесь?

Да, я прочел и остался в полном восторге. Во-первых, я рад, что новеллизация «Рассвета» задействует тот инструментарий, который характерен для литературы как вида искусства. Во-вторых, мне понравился не только сам факт отличия книги от сценария, но и то, какие именно сюжетные расхождения придумал Олег Кожин. Уверен, что еще раз перечитаю книгу, когда она выйдет.

Давайте немного отвлечемся от грядущей премьеры и поговорим о хорроре в целом. В первом выпуске 2019 года DARKER по традиции подводит итоги прошлого года и оценивает ожидания от наступившего. Какие хорроры 2018 и 2019 годов вы включили бы в соответствующие личные топы?

Слушайте, 2018-й был вообще каким-то безумно приятным годом для фаната хорроров, не находите? Мой личный топ возглавляет «Реинкарнация» Ари Астера, на которую я три раза ходил в кино и саундтрек к которой я продолжаю слушать минимум раз в неделю.

Мне очень понравилось, что сделал Дэвид Гордон Грин с «Хэллоуином», потому что я истосковался по олдскульным, бескомпромиссным слэшерам, которые не ставят во главу угла постмодернистские подмигивания зрителям. При этом сам я большой фанат «Убойных каникул» и «Последних девушек» — показываю их друзьям при каждом удобном случае.

Еще в моем топе прочно обосновались «Тихое место» Джона Красински, «Страна призраков» Паскаля Ложье и «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Хотя просмотр последнего, безусловно, требует определенного настроя и подготовки. За подготовкой, кстати, неплохо обратиться к Данте Алигьери и его «Божественной комедии».

Мне также очень нравится творчество Павла Хвалеева — раньше я был поклонником его музыки, а теперь еще и поклонник тех миров, которые он создает в своих фильмах — в частности, в «Инволюции».

Из сериалов я бы выделил «Касл-Рок» с его кинговской атмосферой и совершенно гениальных «Призраков дома на холме». В очередной раз убедился, насколько Майк Флэнеган любит страшный жанр и насколько он в нем крут.

Да, и отдельную строчку в топе я бы отвел YouTube-каналу Local 58, с которым меня познакомил мой друг — сценарист Сергей Бондарев. На Local 58 появляются видео, созданные Крисом Страубом — это автор крипипасты Candle Cove, легшей в основу первого сезона сериала «Нулевой канал». В своих работах Крис Страуб не использует резких звуков и не показывает монстров. Тем не менее именно его работы — идеальная иллюстрация ныне популярного в англоязычном интернете словосочетания nightmare fuel.

А что касается топа ожиданий… Ну как сказать — я жду буквально все. Нового Ари Астера («Мидсоммар»), Роберта Эггерса («Маяк»), Джордана Пила («Мы»), новых экранизаций Стивена Кинга («Кладбище домашних животных», «Доктор Сон», «Оно 2») и массу других интересных вещей.

Кстати, пока отвечал на этот вопрос, в телефоне сработало напоминание: сегодня на Youtube-канале Planet Weird выходит документальный сериал Hellier, о котором недавно писали на RussoRosso. Теперь только остается найти время, чтобы все посмотреть!

Будучи хоррорфэном со стажем, как думаете, какие тенденции в жанре мы будем наблюдать в ближайшем будущем?

Знаете, есть целый список вещей, заниматься которыми мне противопоказано. Делать прогнозы — номер один в этом списке. Вот серьезно, послушайте любой мой прогноз и знайте, что все будет ровно наоборот. Так что тут я, если можно, сделаю умный вид и просто промолчу.

Какие у вас самого творческие планы на это ближайшее будущее?

Выпустить новый короткометражный хоррор, который мы делаем с Владиславом Северцевым и его кинокомпанией «10/09». В 2017-м мы уже сделали один такой фильм — он называется «Спойлер» и рассказывает о девушке, которая посреди ночи обнаруживает на пороге своей квартиры альбом со странными рисунками. Сейчас «Спойлер» катается по международным фестивалям, а у нас тем временем на подходе новая страшная история, в центре которой — велосипедистка в осеннем лесу. Название фильма — Cycle — подразумевает одновременно и «велосипед», и некий «цикл».

На съемках «Спойлера».

Представьте, как любители хоррора сейчас нервно переминаются, готовясь пойти в кино и увидеть «Рассвет». У кого-то уже дергается глаз, а у некоторых явные признаки нарушений сна. Какое вы дадите им напутствие?

Да ладно, кто я такой, чтобы давать напутствия? Пожалуй, я бы просто попросил зрителя посмотреть наше кино максимально непредвзятым взглядом.

Видите ли, русский хоррор как жанр периодически предстает в образе эдакого школьного хулигана с низкой успеваемостью. Даже если в один прекрасный момент он начнет приходить на уроки подготовленным, ему еще долго будут на автомате занижать оценки. Потому что такую он себе заработал репутацию.

Я не прошу прощать жанру все его прошлые грехи. Я лишь прошу посмотреть «Рассвет» свежим взглядом, имея в виду, что создавали его люди, которые сами являются хоррор-киноманами.

Почему, например, было так здорово сидеть и придумывать «Рассвет» вместе с Владиславом Северцевым и Павлом Сидоровым? Потому что они искренне любят страшный жанр и прекрасно в нем разбираются. Ими движет желание сделать такой фильм, который им самим потом было бы интересно посмотреть как зрителям. Разве это не круто?

Спасибо за ответы, Евгений! Желаю «Рассвету» хорошенько попугать массового зрителя, как должно годному хоррору, а вашим будущим режиссерским и сценарным проектам — успехов в дальнейшем!

Спасибо! Надеюсь, до новых встреч.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Cityman 20-01-2019 14:22

    Хорошо, когда хоррорами занимаются люди, которые их любят.

    Учитываю...
  • 2 Парфенов М. С. 20-01-2019 03:41

    Отличное интервью - узнал для себя кое-что новое, хотя вроде бы уже и знакомы с Женей лично, и даже пиво как-то вместе пили)

    Учитываю...