Зона ужаса

Мик Гэррис: «Быть режиссером и фанатом одновременно – это прекрасно!»

Мик Гэррис – американский кинорежиссер, известный, прежде всего, адаптациями таких произведений Стивена Кинга, как «Противостояние», «Мешок с костями», «Безнадега», «Верхом на пуле», «Лунатики». Вдохновитель и создатель сериалов «Мастера ужасов» и «Страх как он есть». Проживает в Лос-Анджелесе, Калифорния.

Мик Гэррис 

Добрый день и спасибо большое за это интервью! Вы сделали более чем достаточно для хоррора, и при этом мы не смогли найти ни одного вашего интервью, данного постсоветским изданиям. Полагаем, нас ждет успех! Однако, не будем растекаться мыслью по древу. Читатели требуют информацию, и они ее получат.

Мы изучали вашу фильмографию и, в целом, полагаем, ее можно разделить на три условных части: телесериалы, адаптации произведений Стивена Кинга и все остальное. Не поймите неправильно, мы не пытаемся выделить какую-либо часть и поставить ее над остальными – все Ваше творчество одинаково важно для поклонников. Если вы не против, давайте начнем с сериалов. Итак, мы знаем, что вы основатель «Мастеров ужасов» и условного спин-оффа, сериала «Страх как он есть». То есть не просто выступили в качестве режиссера одного из эпизодов, но стояли за самой идеей создания подобного сериала. Как вам удалось реализовать эту концепцию?

Все началось с совместных обедов и общих собраний для сценаристов, работающих в жанре хоррор. Уже на первое собрание пришло человек двенадцать, среди них Джон Лэндис, Тоуб Хупер, Гильермо Дель Торо, Джон Карпентер и другие. Встречи эти стали регулярными. Мне нравилась идея сделать некий общий проект, за реализацию которого будем отвечать мы и только мы. Идея собрать вокруг проекта лучших режиссеров жанра принадлежала мне. В конце концов, большинство из них мои друзья. Времени у нас было немного, да и денег особо не было, но идея привлекла всех. А, будучи воплощенной, она продалась неожиданно легко.

Сериал пользовался огромной популярностью, несмотря на то, что далеко не все эпизоды были сделаны одинаково хорошо. Тем большей неожиданностью для поклонников было изменение концепции (замена «Мастеров ужасов» «Страхом как он есть»), а потом и вовсе закрытие сериала. Что же произошло?

Сериал продали Lionsgate, и они потребовали от Showtime, компании, транслировавшей сериал, увеличить лицензионные выплаты вдвое. Showtime отказались, и Lionsgate продали сериал в NBC, коммерческий канал, в правилах которого цензура и рекламные вставки, чего не было в Showtime. Это шло вразрез с моим пониманием концепции сериала, и я решил уйти, но мои приятели-режиссеры уговорили меня остаться. Это было ошибкой. В конечном итоге я ушел как раз после первых черновых набросков сценариев сериала «Страх как он есть», что совпало с забастовкой Гильдии сценаристов. Боссы пригласили сценаристов, не состоящих в профсоюзе, и качество сериала начало катиться вниз с катастрофической скоростью. В дополнение ко всему, серии стали цензурироваться, и в конечном итоге шоу выродилось в нечто совершенно не отвечавшее моим ожиданиям. Поэтому я ушел и больше не возвращался. Это было очень неприятным решением, но я не мог продолжать работать над тем, во что превратился мой сериал.

Есть ли вероятность, что мы снова увидим нечто подобное «Мастерам ужасов» в ближайшем будущем?

В настоящий момент я работаю над антологией, которая объединит в себе режиссеров из разных стран. Пока рано говорить о результатах, но, полагаю, хорошие новости не заставят себя ждать.

«Мастера ужасов» стали результатом работы лучших режиссеров жанра. Некоторые из эпизодов, например, «Сигаретные ожоги» Джона Карпентера, потрясают! Вы и сами срежиссировали один из эпизодов в первом сезоне, а именно «Шоколад». В фильме почти нет крови, и все же он производит весьма сильное впечатление. Поделитесь историей его создания. Мы слышали, сценарий успел попутешествовать, прежде чем зрителю довелось увидеть его.

На самом деле я был режиссером для одной серии в каждом сезоне и написал еще по два эпизода для каждого сезона. Что же касается «Шоколада», эта серия была основана на рассказе, который я написал лет двадцать тому назад. Вскоре после этого я написал одноименный сценарий. На протяжении долгих лет проект не был реализован по разным причинам. И, когда нам удалось запустить «Мастера ужасов», первым делом я решил использовать свой старый сценарий. Идея ведь заключалась в том, чтобы зритель увидел «лики хоррора» под разным углом. «Шоколад» это очень личный, сексуальный хоррор, относящийся к категории фильмов, от которых людям становится по-настоящему неловко. К тому же большая часть хоррора ориентируется на молодежь, а я хотел снять что-то для более взрослой аудитории.

Если бы вы могли выбирать (а вы, несомненно, имеете на это право, учитывая то, что это сериал, поставленный по ВАШЕЙ идее), какие эпизоды вы бы назвали в числе лучших?

Мне нравятся все они без исключения. Но я бы особо выделил два эпизода, о которых незаслуженно мало говорят, а именно: «Черный кот» Стюарта Гордона и «Звук, похожий на…» Брэда Андерсона. Мне кажется, эти фильмы и оригинальны, и действительно пугают. К тому же они на удивление хорошо сняты.

Мы знаем, что вы работали над одним из эпизодов в легендарном шоу «Байки из склепа». Кажется, серия называлась «Водоворот». Во многом эта серия повторяет эпизод под названием «Проблема Кормана» из второго сезона «Баек». Не было страшно, что вас упрекнут в плагиате? Вы сознательно пошли на этот риск?

Не смотрел я «Проблему Кормана»! Я согласился работать над этим сценарием при условии, что мне позволят привнести в него несколько существенных изменений. Во-первых, я поменял героев местами: в роли босса выступила женщина, а художник стал мужчиной.  И я привлек на главные роли комедиантов и поместил их в 50-е годы в офис «Баек из склепа», то есть в то самое место, где производились комиксы. Мне понравилась работа над этим эпизодом. Делать что-то в стиле гипертрофированных комиксов было очень круто. Да и вообще, в жанре хоррор мы постоянно идем на риск. В противном случае смысла работать в индустрии ужастиков нет!

Сериал «Мертвое лето». Многие сравнивали его с «Очень странными делами» и «Пятницей 13-е». Во многом так оно и есть. Вопрос личного характера: вы удовлетворены тем, что получилось? Сериал удался, не поймите неправильно, и все же он вышел несколько вторичным.

А мне понравилось! Я бы не стал сравнивать «Мертвое лето» с «Очень странными делами». Цели перед сериалами ставились совершенно разные, к тому же никто из нас не смотрел «Очень странные дела», когда мы начали работать над ним. И да, зрители ожидали нечто в стиле «Пятницы 13-е», но мы преподнесли им совершенно иной сюжет. Я работал по найму, а это означает, что у меня не было права влиять на сценарий. Мне очень понравилось работать с группой, которая до этого занималась сериалом «Однажды в сказке». Было замечательно снова поработать в Ванкувере; ведь именно там мы сняли все серии «Мастеров ужасов», за исключением японских локаций. В целом, это был полезный опыт, и получилось весьма интересное шоу.

Уж коль мы упомянули золотые 80-е, как думаете, почему современный хоррор заново изобретает и вовсю использует архетипы 80-х? Начиная от «Хижины в лесу» и заканчивая «Последними девушками». Даже «Черное зеркало» не осталось в стороне!

Ну, людям нравится смотреть на образы, которые вдохновляли их в молодости, на архетипы, благодаря которым они, собственно, и стали фанатами жанра. То, что привлекало нас в годы созревания, остается с нами до конца наших дней. А большая часть современных фанатов взрослела именно в 80-е. Но для меня, например, восьмидесятые не показательны. В фильмах 70-х куда больше свободного от цензуры творческого потенциала и воображения.

Мик Гэррис

Мик Гэррис с коллегами по «Мастерам ужасов».

Как вы думаете, в чем секрет популярности сериалов сегодня? Быть может, Голливуд доживает последние дни и вскоре кинотеатры канут в прошлое, уступив пальму первенства платным каналам?

Кинематограф не тот, что был прежде, к добру это или к худу. Мне кажется, что хоррор в кинематографе являет собой одно из очень многообещающих направлений. Ведь жанр ужасов, равно как и комедийный жанр, лучше всего воспринимаются именно в социуме, в группе. Ужасы становятся лишь страшней, а комедия – смешней, если вы переживаете этот опыт не в одиночестве.  Но все это меркнет по сравнению с тем фактом, что люди потребляют искусство посредством своих гаджетов. Мы живем в цифровом веке, в веке его величества «компьютерного приложения». Да и правила изменились. Теперь вы можете посмотреть сериал на своих условиях тогда, когда вам это удобно, в комфорте, на собственном 70-дюймовом экране с качественным звуком.  К тому же и к глубокому моему сожалению, большая часть тех фильмов, что пробиваются на широкий экран франшизы-блокбастеры, более напоминающие аттракционы в лунапарке, чем истории, рассказанные с экрана. Будущее кинематографа выглядит, мягко выражаясь, безрадостным, но надежда умирает последней!

Стивен Кинг, единственный и неповторимый вы неоднократно возвращались к его творчеству в своей карьере. «Противостояние», «Безнадега», «Мешок с костями», «Верхом на пуле» и, конечно же, «Лунатики». Каково это работать с легендой?

Нет ничего круче, чем работать со Стивеном Кингом! Он самолично предоставит сценаристу веревку, на которой тот и повесится. Он ни разу не говорил мне, как нужно снимать ту или иную сцену или как я должен интерпретировать его произведения. Работать с ним одно удовольствие. У нас не было разногласий на съемочной площадке, и мы стали добрыми друзьями вне ее. Если бы он был недоволен мной, полагаю, я бы не снял восемь фильмов по его произведениям.

«Противостояние». Бюджет мини-сериала составил более 28 миллионов долларов, что для тех времен весьма и весьма немало. Несмотря на бюджет и ваш талант, шоу было воспринято несколько прохладно. Некоторые считают его скучным. Другие считают, что телевизионные съемки убили дух книги. А вы как считаете? Хотели бы изменить что-либо в процессе съемок? Учитывая то, как снимаются современные сериалы, разумеется.

Вы правы. На тот период времени это был немалый бюджет. Однако многое было сделано для того, чтобы уменьшить его. Сериал был снят на 16-милимметровую пленку (в то время не было формата HD). Не следует забывать и то, что фильм вышел в '94 году, а также, что у него был один из самых высоких рейтингов среди мини-сериалов на то время. Для меня это означало небывалый успех. В то время отзывы были исключительно положительными. Мы успешно нарушили огромное количество правил и табу, принятых тогда на телевидении. Представьте себе, на протяжении четырех ночей пятьдесят миллионов человек следили за развитием событий в сериале. У меня остались только хорошие воспоминания о «Противостоянии». Но в контексте заданного вопроса, я был бы рад, если бы мы смогли себе позволить хорошие спецэффекты тогда. CGI в «Противостоянии» были агонизирующе мерзкими.

«Безнадега». К слову, спасибо большое за Рона Перлмана в роли Колли Энтрегьяна. Мы слышали, у вас были проблемы на съемках в Тусоне. Случился пожар?

Да, когда мы снимали немую сцену с китайскими шахтерами и явлением злого духа, произошел несчастный случай. Один из актеров споткнулся об осветительное оборудование, отчего воспламенились опилки на съемочной площадке. В результате пожара выгорела вся площадка и большая часть оборудования. Удивительно, как все остались живы. У меня до сих пор мурашки по коже, как вспомню. Ни один фильм не стоит того, чтобы за него умирать.

Мик Гэррис

С Такаси Миике.

Самопровозглашенные критики на IMDB поговаривают, что фильм получился слишком длинным и совсем не удался, учитывая низкое качество спецэффектов и отсутствие кровавых сцен, изобилующих в оригинальном романе. Вы реализовали свое видение книги, или все дело в куда более прозаических причинах, таких как ограниченный бюджет, например?

Сценарий написал сам Кинг. Разумеется, не без моего участия, но, повторюсь, акценты расставлял именно он. Мне лично очень понравились первые пятнадцать минут фильма. К сожалению, после того, как роль Колли Энтрегьяна была сыграна, фильм очень многое потерял.

«Лунатики». Полагаем, это одна из лучших адаптаций Стивена Кинга. Ведь это адаптация, верно? По слухам, он написал сценарий, основываясь на одном из своих неизданных рассказов.

Да, я тоже слышал нечто подобное, но доказательств тому нет. К тому же Кинг всегда говорил, что он написал сценарий и только.  

У этого фильма невероятная аура. Ощущение сопричастности к некоей тайне. И во многом этот эффект достигнут благодаря потрясающему саундтреку. Как называлась заглавная песня? «Boadicea», в исполнении Энии, верно? Одна из самых жутких потусторонних песен, что многие из нас слышали в своей жизни. Невероятно удачный выбор!

О, да, песня Энии очень во многом повлияла на атмосферу фильма! Я всегда старался принимать непосредственное участие в выборе музыкального сопровождения для своих работ, но в этом случае песня оказалась среди прочих на компакт-диске, предоставленном студией в качестве рекомендованного трек-листа. Там было много рока, Nirvana в том числе, но эта композиция сразу же обратила на себя внимание. Несмотря на то, что идея изначально принадлежала не мне, я очень рад тому, что выбор пал именно на этот трек, и многие до сих пор ассоциируют «Лунатиков» с этой композицией.

А танец со шваброй в кинотеатре! Некоторые критики утверждают до сих пор, что это был самый сексуальный танец в истории хоррора! В чем заключалась идея этого эпизода? Зачем вы включили музыкальный номер в фильм ужасов?

Мне всегда хотелось сделать нечто подобное. Я никогда не снимал мюзиклы в качестве режиссера, несмотря на собственное музыкальное прошлое и некоторый опыт работы в качестве музыкального корреспондента. Здесь же мне очень хотелось представить зрителю Таню в запоминающемся образе. Сделать так, чтобы благодаря музыке она начисто забыла, где находится. Ведь Таня классическая «хорошая девочка», а тут песня оказалась настолько живой, настолько «заразной», что утащила ее, да и зрителя, за собой. Мне хотелось, чтобы камера танцевала так же, как и она.

Фильм получился весьма вызывающим. Тут и каннибализм, и массовые убийства девственниц, и, в конечном итоге, инцест. Не то, чтобы «Лунатики» украли пальму первенства у Джо Д'Амато и его «За пределами тьмы», но все же… Для мейнстрима это очень смело. Вы не рисковали? Или смысл заключался именно в том, чтобы шокировать зрителя?

О, да, шок был очень важен. Сценарий постоянно заводил зрителя в темные неожиданные места. На премьере я пошел в Китайский театр на Голливудском бульваре. Все билеты были проданы. Представьте себе тот самый эпизод, когда Элис Крайдж и Брайан Краузе беседуют, потом начинают танцевать и вдруг целуются. Весь зал застонал от ужаса и отвращения! Помнится, когда мы работали над фильмом, управляющий студией заявил, что пока он у власти, в фильмах Columbia Pictures не будет и упоминания о сексуальной связи между матерью и сыном! Правда, его уволили еще до того, как «Лунатики» вышли на экран. Так что он не погрешил против истины!

На съемочной площадке «Лунатиков».

Помимо потрясающей режиссерской работы, отличного сюжета и невероятного музыкального сопровождения, «Лунатики» местами очень веселый фильм. Взять хотя бы эпизод, в котором Стивен Кинг в роли смотрителя кладбища пытается объяснить полицейским в исполнении Тоуба Хупера и Клайва Баркера, что он тут, дескать, ни при чем. Во всем виноваты подростки и только они! Вам лично понравилось работать над этим фильмом?

Было круто. Не всегда весело, правда, поскольку у нас был очень суровый продюсер, да и для меня студийная работа была в новинку. И все же, повторюсь, было круто! Что же касается этого эпизода, он не был прописан в оригинальном сценарии, и несведущий зритель ничего бы не потерял, если бы его вырезали. Но мне очень хотелось, чтобы мои друзья появились в этом камео, и в этот день я впервые встретился с Кингом. Для таких фанатов ужасов, как я и те, кто по-настоящему одержим хоррором, этот эпизод был действительно знаковым.

Кто такие «Лунатики» и откуда они пришли в наш мир?

В начале фильма зрителю предлагается выписка из «Энциклопедии непознанного» или как там она называлась… В любом случае эту выписку придумал именно я, поскольку в сценарии о природе Лунатиков не было ни слова. Впрочем, недосказанность в этом вопросе фильму только к лицу.

Есть желание снова поработать с королем ужасов в будущем?

Желание? Не то слово! Я бы с удовольствием поработал с ним снова и искренне надеюсь, что это произойдет уже скоро.

Вы работали над продолжениями «Зубастиков» и «Психо». «Зубастики 2» были приняты фанатами на ура. Более того, некоторые считают вторую часть лучшей из всех. А сами вы как думаете? Интересно ли было работать над фильмом о приключениях этих пушистых людоедов? И почему вы не продолжили работать над франшизой?

Не я создал «Зубастиков» и не от меня зависело то, что случилось с ними после второй части, но в целом я очень доволен своим фильмом. Его часто показывают на фестивалях, особенно перед Пасхой. Несмотря на то, что он провалился в кинотеатрах, фильм стал культовым среди фанатов, стоило ему появиться на видео. Именно поэтому за второй частью последовало еще два продолжения. К слову, в третьих «Зубастиках» дебютировал Леонардо Ди Каприо!

C Робом Зомби.

Ну и «Психо», конечно же. Мы понимаем прекрасно, что отказаться от такой франшизы безумие! Но вы же знаете, что четвертая часть, режиссером которой выступили вы, понравилась далеко не всем. Более того, она была завершающей, несмотря на то, что, по слухам, продюсеры подумывали о пятой части, о «Сыне Психо». Несмотря на то, что приквел  а четвертая часть была именно приквелом,  должен был поведать зрителям историю, приведшую к безумию Бейтса, ничего подобного не произошло… Честь по чести, отмежевываясь от того факта, что вам довелось работать с самим Энтони Перкинсом, что вы думаете по поводу этой франшизы в целом и четвертой ее части в частности? Не кажется, что все последовавшие за оригинальным фильмом продолжения были прокляты? Да и ремейк с Энн Хэтч в главной роли оказался совершенно провальным.

Мне очень понравилось работать над этим фильмом. Мне не кажется, что франшиза проклята, тут дело в чем-то другом. Тони Перкинсу, в частности, не позволили режиссировать четвертую часть, поскольку третья, режиссером которой он выступил, оказалась неудачной. Лично я доволен тем, что у меня вышло. Более того, Перкинсу тоже очень понравилось: он даже упомянул как-то, что четвертая часть была лучшей из всех продолжений. К тому же у меня есть письмо от Стивена Спилберга, в котором он расхваливает мою работу над этим фильмом. Слушайте, да любой бы согласился работать над продолжением фильма Хичкока! И неважно, что это была четвертая, а не вторая часть!

Если верить IMDB, в настоящий момент ведутся съемки двух ваших фильмов «Вторжение» и испаноязычный проект «Soy Miedo». Вы не могли бы рассказать подробнее об этих и других фильмах, которые собираетесь снимать в ближайшем будущем? Типичный и совершенно неизбежный вопрос: каковы ваши творческие планы?

«Вторжение» развалилось пару лет тому назад. «Soy Miedo» должен был быть снят в Мексике на испанском языке (который я все пытаюсь выучить). В настоящий момент проект заморожен, но есть вероятность, что я вернусь к нему в будущем. Я работаю над антологией, схожей по своей философии с «Мастерами ужасов», но более подробно я смогу рассказать о ней в июне сего года. Полагаю, фанаты останутся довольны. Также я делаю подкаст «Post Mortem», где интервьюирую режиссеров кино. Я собираюсь взять интервью у Рождера Кормана в присутствии живой аудитории на кинофестивале Overlook в конце апреля [Интервью уже состоялось, послушать его на английском языке можно здесь Прим. ред.]. И продолжаю писать книги, сценарии, работаю на телевидении словом, с каждым днем моя жизнь становится все более занимательной.

Мик Гэррис

Кто, на ваш взгляд, является наиболее интересным из современных режиссеров, работающих в жанре? И почему?

Во-первых, это Дэвид Кроненберг. Он уникален и всегда обладал очень оригинальным, потрясающим взглядом на вещи. Гильермо Дель Торо использует кино, словно художник краски. Он настоящий визуальный гений. Из недавнего мне очень понравились работы Андре Овредала «Охотники на троллей» и «Демон внутри». Несомненно, очень талантливый режиссер! И, напоследок, меня не оставил равнодушным Джордан Пил и его фильм «Прочь».  

А вам-то самому нравится пугаться? И есть ли в современном хорроре фильм, который напугал самого Мика Гэрриса?

«Демон внутри» заставил меня подпрыгнуть пару раз. Меня сложно испугать, ведь я провел слишком много времени по ту сторону камеры. Но этот фильм произвел впечатление даже на меня.

Ну и традиционно, что бы вы хотели сказать своим фанатам, читателям журнала DARKER?

Я искренне рад тому, что я могу рассказывать истории и быть причастным к тому жанру, который люблю всю свою жизнь. Я счастлив от того, что могу зарабатывать тем, что люблю делать больше всего на свете. Быть режиссером и фанатом одновременно – это прекрасно! Я рад быть одним из вас!

Спасибо большое, Мик! И помните, мы за вами следим!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх