DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

24. Финал. Отзывы Ирины Епифановой

Традиционное спасибо авторам и организаторам за доставленное удовольствие, ну и острые ощущения, конечно. Финал в этом году показался мне очень сильным, трудно было определиться с рассказом-фаворитом, поскольку сразу два текста произвели на меня равно мощное впечатление.

Но обо всём по порядку. Для разнообразия напишу отзывы на манер нынешних отзывов с озона: коротко о том, что это, в чём достоинства, а в чём недостатки.

Вдоль села Кукуева

Исторический хоррор, который при обилии текстов этого поджанра в отборах в «Самую страшную книгу» и в «Чёртовой дюжине» за последние годы, совершенно однако не вызвал ощущения «ну вот, опять!».

Достоинства: На мой взгляд, всё здесь хорошо, всё на месте. Изящная литературная игра со множеством отсылок: племянник Тургенева (я бы, кстати, и в конце не называла фамилию, читателю это и так становится понятно довольно быстро) едет на поезде, захваченном мертвецами, погибшими при прокладке путей (мощный привет Некрасову), а описывает случившуюся катастрофу Гиляровский.

Написано блестящим языком, читать это — чистый кайф.

Недостатки: не обнаружила.

Вешки

Начинается всё отчасти похоже на роман «Ритуал» Адама Нэвила: четверо друзей пошли в поход. «Вот это для мужчин, рюкзак и ледоруб, и нет таких причин, чтоб не вступать в игру» (с). Поначалу они просто преодолевают трудности, борются с усталостью и непогодой ради некоего «ура, я смог», для чего, собственно, большинство и ходит в походы. Но вдруг к вполне привычным трудностям прибавляется некое мистическое существо.

Достоинства: в горах я не была, зато в обычных походах — да, на мой взгляд, походный быт и ощущения/поведение героев в экстремальной ситуации описаны очень реалистично. Прямо читаешь и сам всё это как будто переживаешь. Понравился и коротенький экскурс в детство Игоря и историю его семьи.

Недостатки: как в уже упомянутом «Ритуале» — пока повествование максимально реалистично, пока описывается противостояние героев стихии — всё прекрасно. Когда появляется фантастическая тварь, на мой взгляд, ощущение достоверности притухает. Ещё минус: автор объясняет то, что читатель к этому моменту и так уже понял: «Игорь поспешил вперед, к вешке, чувствуя, как сжимается нутро от осознания, что это ведь не дорога на свободу. Это путь в ловушку». Мне кажется, лучше оставить это понимание за кадром, чтобы эту работу: «Господи, да это же тварь расставила вешки, куда они лезут?!» — читатель совершал сам.

Ещё так и не могу однозначно сказать, понравилась ли мне концовка. Очевидно, автор рассчитывал на неожиданный «вотэтоповорот». Но мне он показал чересчур неожиданным и настолько не следующим из предыдущего текста, что эпилог про Стасика и Юлю смотрится на фоне ранее прочитанного несколько чужеродно.

Куриная голова

Исторический хоррор на основе реальных событий и с цыганским колоритом.

Трудно сказать, плюс это или минус, но до самой завершающей текст справки из Википедии, непонятно, в какое именно время происходит действие.

Достоинства: я не спец по цыганскому фольклору, поэтому не смогла определить, это во вставных новеллах автор сымитировал сказки и былички или пересказал реально существовавшие сказки. Если верна первая версия, то стилизация вышла блестящая. А сама история — страшная (и мерзкая, но для выбранного жанра это не минус).

Недостатки: написано довольно небрежно и не вычитано перед отправкой, что портит впечатление. Орфографические ошибки даже в имени главной героини: то она Марианна, то Маринна.

Медовое

И ещё один образчик исторического хоррора, которого в этом году снова почему-то среди финалистов стало больше обычного.

Достоинства: качественная стилизация, язык, антураж.

Недостатки: мне не хватило сюжета. Ну да, использован традиционный фольклорный мотив — героям ставят одно-единственное условие, которое нельзя нарушать (не сжигай лягушачью шкурку, не заходи в запертую комнату), они нарушают, и наступает воздаяние. Всё. Само по себе как основа композиции это смотрится простовато.

Многоколенчатый

История одного безумия.

Бытописание мытарств командировочной девушки с расстройством пищевого поведения и депрессией должно, по идее, вызывать сопереживание, но персонаж настолько несимпатичный, что не вызывает, и идентифицировать себя с героиней читателю не хочется.

Открытая концовка: то ли в трубах и правда водилась какая-то дрянь и встреченный героиней мужик — монстр, то ли девушка окончательно рехнулась, что из этого истинно, непонятно — тоже не интригует, а заставляет скорее пожать плечами.

Достоинства: понравились какие-то мелкие житейские детали, не имеющие прямого отношения к развитию сюжета, вроде визита героини в кафе, где её возмутили слишком маленькие и тесные аквариумы.

Недостатки: см. выше.

Неспящий

И опять исторический хоррор.

Здесь я, к сожалению, затрудняюсь выделить плюсы.

Многовато обсценной и просто сниженной лексики, не слишком мотивированной сюжетом. Сам сюжет показался довольно незатейливым и вторичным: ну раздвоение личности, ну одна субличность ополчилась против другой, и?

По сути, очередная история безумия, которая, как и «Многоколенчатый», увы, совершенно не цепляет, потому что герой не вызывает сострадания.

Под прахом

Всю дорогу меня не отпускало ощущение дежавю, будто этот текст я уже где-то раньше читала, а вот когда и где — не помню, возможно, аберрации памяти.)

Рассказ являет собой этакий ремейк «Кладбища домашних животных», плюс отсылка к Жуковскому и Гёте.

Достоинства: ну всё-таки достаточно атмосферно получилось. Старый заброшенный деревенский дом, в котором творится какая-то чертовщина, разбросанные повсюду трупики зверюшек, кто-то бродящий вокруг дома в ночи — всё это зримо и нагнетает напряжение.

Недостатки: предсказуемость. С момента, когда костёр вернул книжку и выяснилось, что у главного героя умерла дочь, становится совершенно понятно, что герой принесёт жертву, чтобы вернуть Настю, дальше, в принципе, можно уже и не читать.

Осталось не очень ясно, откуда в финале вдруг взялись все родственники героя: ему мерещится, или они знали, чем занимался дед, и специально организовали всё так, чтобы герой воскресил дочь?

Язык и стиль местами прихрамывают: «Парень сильно вымахал с того раза, что мы виделись в последний раз», лучше такое вычищать, портит впечатление.

Пробуждение

После прочтения осталось некоторое недоумение, а что всё-таки произошло? Это зло со звёзд описано слишком абстрактно. Что это было? За счёт чего оно гипнотически воздействовало на людей? Зачем Басурман, уже соприкоснувшись с чужеродным разумом, вернулся к товарищам — чтобы и их тоже повести за собой? Так там уже из окрестных поселений народу пришло более чем достаточно. При этом остальные теряли способность хоть как-то осмысленно действовать, а Басурман поначалу не вызывал подозрений, товарищи поняли, что что-то не так, только по отсутствию храпа...

Достоинства: красиво описана природа.

Недостатки: помимо сюжетных вопросов, я бы отметила перебор с матом. Понятно, конечно, что герои — не академики, но тут ненормативная лексика в речи персонажей буквально через слово, это уже больше, чем нужно, чтобы охарактеризовать персонажей и придать колорит.

Секретарь

Очередной исторический хоррор. Надо отдать должное, сюжет довольно пугающий. Во всяком случае лично меня всегда занимала тема милосердия, можем ли мы быть добры и милосердны ко злу, не грех и ли это сам по себе — сострадать представителям «сил зла».

Достоинства: текст короткий, сюжет лаконичный, при этом производит сильное впечатление.

Очень милые «приветы» Гоголю: «вышли мы с ней из шинели».

Недостатки: приличную часть рассказа занимает пересказ ранее происходивших событий, понятно, что здесь это нарочно используемый приём, что-то вроде введения, предваряющего основные события, и тем не менее пересказ всегда воспринимается хуже, чем когда события разворачиваются как бы на глазах читателя.

Некоторые вещи показались мне анахронизмами: упоминается журнал «Домашняя беседа», издававшийся с 1858 г., при этом старец Ферапонт употребляет в речи слово «зело», уже вышедшее из обихода к тому времени (что, в принципе, можно списать на любовь монаха к старославянизмам...). «Такие мысли вертелись у меня после чтения теософских книжек» — скорее все же «теологических» или «богословских», теософия скорее ассоциируется с учением Блаватской.

Убить упыря

Исторический хоррор с югославским колоритом.

Достоинства: красивые и яркие образы: «старуха водила возвращавшихся с фронта мужчин к оврагу, чтобы те со слезами, рвотой и криками исторгали из себя войну», «само место казалось воронкой, всосавшей в себя все звуки».

По-настоящему эффектная концовка.

Недостатки: текст как-то разваливается на куски. Долгие и затянутые беседы про упырей и где искать пропавшего ребёнка — отдельно, история свиньи Шумки — отдельно, предфинальный конфликт Казимира и Горана из-за оружия усташей — отдельно. И всё это не очень монтируется друг с другом.

Конфликт этот и поножовщина смотрятся внезапными и необоснованными, понятно, конечно, что в жизни бывает всякое, но этого внезапно найденного ножа (ржавого к тому же и не похожего на предмет, который Горан мог бы прихватить с собой в такой ситуации), по ощущениям, недостаточно, чтобы два старых товарища взяли и друг друга переубивали.

Фантомы

Высокотехнологичная история о призраках.

Достоинства: может быть, это где-то уже ранее и встречалось, но мне очки виртуальной реальности как способ установить контакт с потусторонним миром показались свежей идеей.

Недостатки: образ маньяка, обиженного на женщин, шаблонный, прям штампами шпарит: «Эти маленькие сучки... они же сами во всем виноваты. Ходят как шалавы! И каждой подавай мажора на бээмвэ!»

Канцелярита многовато: «ее запрет отправиться с ночевкой к новому приятелю», «центральная часть лесного массива». Слово «гложило» и вовсе добило. Желательно, конечно, тщательнее вычитывать текст перед отправкой, а ещё лучше — выдать филологически подкованному бета-ридеру.

Цельное зерно, домашняя закваска, замес вручную

История мести и безумия. Талантливый хлебопёк от непереносимого горя становится убийцей и одновременно едет крышей на профессиональной почве.

Достоинства: очень сильный и необычный по манере изложения текст, страшно интересно, кто же автор.

Недостатки: я бы сказала, что языковые эксперименты и обилие художественных тропов слегка мешают восприятию сюжета. Вообще, мне показалось, что первая часть, где описаны одинокие метания героя по опустевшей квартире, его переживания, эмоционально сильнее и правдоподобнее, чем последовавшая за ними хроника мести. Но это субъективно.

Шуга

Вспомнились сразу и «Белое безмолвие» Джека Лондона, и «Морские звёзды» Питера Уоттса, и сериал «Подводная одиссея Жака-Ива Кусто», всё о том, насколько мал человек на фоне природы.

Достоинства: фантастически красивый рассказ. Редко мне в жанре хоррора попадались тексты, от которых перехватывает дыхание — настолько мощно передано величие природы. При том, что и хоррор-составляющая, то есть страх, на месте. Прекрасный язык и стиль, снимаю шляпу.

Недостатки: не нашла. Даже то, что в рассказе почти нет диалогов, сплошные описания природы и размышления главного героя — нисколько не снижает динамики и не делает текст скучным.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)