DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

35. Финал. Отзывы Александра Подольского

Александр Подольский  

Писатель, журналист. Бывший главный редактор журнала DARKER (2013–2015), создатель конкурса «Чёртова дюжина».


Пламенный привет всем участникам юбилейной «Чёртовой дюжины»! Финалистам — мои поздравления. Чем бы всё ни закончилось, вы уже вошли в историю, это круто. Никто не соскребет ваши имена с доски почета, а вот обсуждать вас будут еще долго. Давайте же скорее этим и займемся.

На мой взгляд, нынешний финал получился неплохим, хоть и не шибко ярким. Расклад привычный: есть группа явных лидеров, крепкие жанровые вещи и середнячки скромно бредут следом, ну и без замыкающего строй рассказа в традиционной номинации «Как это сюда попало?» не обошлось. Всё как положено.

Трендом нового захода неожиданно стала ностальгия. Жвачки, видики, кассеты, книжки по подписке, друзья детства, сельско-дворовые приключения… Эх! Рука сама тянется смахнуть старперческую слезу. Путешествие в прошлое удалось на славу, спасибо авторам. Но пора возвращаться в настоящее и переходить непосредственно к рассказам.

ЗЫ: в качестве бонуса попросил нейросеть Stable Diffusion нарисовать иллюстрации ко всем рассказам. Получилось любопытно: в разных стилях, но с фирменными боди-хоррорными багами.

Ба

История довольно простая, но симпатичная. Подается от лица девочки Таси, что играет только в плюс, ведь читатель понимает чуть больше, чем героиня. Знаете, дети-зрители в кино или театре частенько искренне «болеют» за положительных персонажей: кричат, пытаются предупредить о приближении злодея и т.д. Вот и здесь так и хочется предостеречь Тасю: бабуля тебя обманывает! Береги кота!

Отказавшаяся помирать старуха получилась жутковатой, да и вообще с мрачняковой атмосферой тут всё в порядке. Тростниковые поля, занавешенные зеркала, шлеп-шлеп стоптанными тапочками — отлично. Второстепенные персонажи выписаны несколько схематично, но и так сойдет.

Понравился финал. Ожидал, что всё закончится не очень хорошо, по классике, но Тася при помощи автора очень грамотно разрулила ситуацию. Респект обоим.

По исполнению: в целом фокал не сбоит, но порой становится слишком взрослым, даже в прямой речи. Встречаются и ошибки/опечатки. Но это мелочи, которые не портят общего впечатления.

Вы поедете на бал?

Не припомню такой игры в своем детстве, но что-то похожее точно было. Согласитесь, предложение очень заманчивое: поменять листочки с дерева на что угодно… Исполнительница желаний из странного домика на детской площадке может достать практически всё, но, как и положено по законам жанра, заплатить придется куда больше, чем казалось.

Первая часть рассказа очень крутая. Завязка, интрига, эти странные диалоги с «коробочкой соплей» и чудеса, от которых так и веет холодом. Герои живые, сопереживательные, «продавщица» криповая. Здорово. Но после «подмены» ребенка что-то сломалось. Ушло напряжение, пропала внутренняя магия. Началась какая-то малопонятная мистическая кутерьма. Финал с Дикой Охотой выглядит не то чтобы неуместно, а скорее… разочаровывающе? Да, как говаривал классик, наши ожидания — это наши проблемы, но все же такое завораживающее начало настраивало на иной лад.

Впрочем, все равно получилась достойная история, с чем я автора и поздравляю.

Голодный хлеб

А вот и исторических ужасов подвезли. Причем, как нередко бывает, на основе реальных событий: на сей раз в центре внимания голод в Поволжье. В русском хорроре о нем уже писали (вспоминаем «Рядом с тобой» Ивана Белова), но тему пока не затаскали.

Первое, что хочется отметить, это язык. Он плюс-минус современный, просто используется с учетом заданных исторических реалий. Порой авторов истхоррора уносит в гой-еси-стиль, который уже практически стал мемом, и читать такое бывает сложновато. Авторский вариант мне нравится гораздо больше, хотя само исполнение и с помарками: иногда встречаются чужеродные слова.

По сюжету глобальных претензий нет: всё разумно, логично, местами страшно. Разве что слишком уж явно автор помогает героям. С одной стороны — он втягивает их в такие передряги, что никто не позавидует. С другой — тут же подбрасывает спасительные ветки, гвозди и прочее. Злодеи даже закрыть сарай с пленниками поленились, что совсем уж странно.

Понравилась атмосфера, понравилась многоликая опасность: и неотступающий голод, и переродившийся Петрушка, и люди, которые бывают жутче любого монстра. Героиня удалась: стойкости этой девчонки позавидовал бы любой мужик, ее невозможно не уважать. Ради спасения брата она буквально готова на всё, и это тоже по-своему страшно, что и подтверждает финал.

Очень хорошо. Осталось только подтянуть знания в области людоедский кулинарии. Хотя, быть может, я просто не в курсе и вместе с копной волос человечина действительно вкуснее.

Желямба

Классические сельско-деревенские ужасы, но не в самых привычных декорациях: море, солнце, песок. Практически курорт, только не для героев, которые умирают от скуки и радуются любому мало-мальски значимому событию. Например, выброшенной на берег громадной туше.

История интересная, читается легко, но не впечатляет так, как могла бы. Во-первых, сам монстр: он не страшный, а скорее нелепый. Во-вторых, герои: вот вроде бы только начинаешь верить в этих мальчишек и девчонку, как сразу что-то мешает. То неестественные диалоги, то необоснованное преображение характера. Взять того же Вована: молчаливо стоял в сторонке почти весь рассказ, с трудом сказал другу, что хотел бы побыть с Лизой наедине, а в финале нам вдруг показывают брутала-ревнивца с винтовкой, который еще и лодку упер у Рыбоохраны. Да ну нафиг.

Конечно, концовка может обнулить некоторые претензии, ведь реальность произошедшего ставится под большой вопрос, но, думается, тут в рассказ пробрались именно баги, а не фичи. Хотя в целом вышло неплохо: с искоркой, интригой и прорисованным антуражем.

Живое и мертвое

Есть ощущение, что автору не хватило килознаков. Или зловещий Дед Лайн нагрянул как обычно некстати. Или и то, и другое. За эту версию говорят и опечатки при хорошем литературном языке, и какая-то общая неровность рассказа. Мистическая линия и история взросления героя вроде бы и связаны напрямую, но не выглядят единым целым, будто насильно сшиты вместе. А линия брата и вовсе не расписана: так, по верхам. Хотя для сюжета она очень даже важна. Думается, в таинственном исчезновении Серика, о котором автор словно забыл, тоже виноваты ограничения по объему. Вот и читается этот рассказ то ли как заготовка под нечто большее, то ли как кусок чего-то большего.

Понравился голос автора, который способен увлечь, несмотря на неровности и шероховатости. Понравилось грустно-лиричное настроение истории, из которого выбивается только предфинальный кровавый расколбас. Но в текущем виде рассказ сыроват, поэтому высокое место ему вряд ли светит.

Лепра

А вот это прям здорово. Оригинально, мощно, хоррорно. Когда читаешь антологии, четко понимаешь: вот это добавлено просто для объема, а вот это — украшение книги. «Лепра» как раз из второй категории. Не скажу, что какой-то шедевр на все времена, но определенно жемчужина финала.

Рассказ выстроен по давно знакомой схеме, но в очередной раз показывает, что и самую затертую тему можно подать изящно и свежо. В нашем случае речь идет о возвращении героя в родное захолустье и о воздаянии за ошибки прошлого. Читали мы такого немало, смотрели и того больше, однако здесь автор проявил фантазию и запустил в сюжет лепрекона. И не прогадал.

Лихие девяностые, провинциальная разруха, поломанные судьбы — всё описано достоверно, зримо, кинематографично. В текст проваливаешься моментально, и до финальной точки возвращаться в реальность не хочется. Флэшбеки работают как надо, язык хорош, концовка без восторгов и неожиданностей, но все равно зачетная.

Понравилось, что герои не убили карлика самолично: отморозкам, пусть и раскаявшимся, сопереживать сложнее. А здесь они хоть и виноваты, но технически вроде как и не совсем. Однако злу на это плевать, поэтому будет больно, депрессивно и жутко. Всё как мы любим.

Как по мне, главный фаворит конкурса.

Лучшая жвачка в мире

Рассказ объективно хорош, чего уж там. Прекрасный чистый язык, увлекательная история великого путешествия друзей, которые, будто Фродо с Сэмом, идут по мордорским районам к Роковой горе за уникальной жвачкой. При этом на своем пути они встречают разномастных персонажей городского фольклора, и эти абсурдистко-вирдовые врезки добавляют колорита. Короче говоря, всё отлично. Если не считать того, что мы на конкурсе хоррора.

Понимаете, хоррор — это все-таки не набор определенных жанровых элементов. Здесь важна мрачная атмосфера, настроение. Как говорит молодежь — вайб. Вот у «Жвачки» он абсолютно светлый. Рассказ напомнил давнишний мультсериал «Эй, Арнольд!». Там герои тоже исследовали опасные закоулки города, рассказывали страшилки, встречали очень странных персонажей, но это не делало сериал «тёмным». Никто не накручивал жути, не делал акцентов на саспенсе: все эти истории просто были частью приключений детворы, тогда как в центре внимания оказывались совсем иные вещи: дружба, любовь, отношения с родней и т.д. Вот и «Жвачка» только заигрывает с тёмным жанром, но заходить на его территорию не хочет. Может, оно и к лучшему, ведь тогда мог получиться совсем другой рассказ. А этот, я повторюсь, объективно хорош. Просто ошибся конкурсом.

В свое время много споров было о жанровой принадлежности рассказов Ольги Рэйн («Ю» и «Зеркало Муаран»), а там, на мой взгляд, хоррора заметно больше. На условных Грелке или Колфане я бы ломал голову, на какое место в тройке поставить «Жвачку». Но на ЧД давать высокий балл такому рассказу считаю несправедливым, уж простите, автор.

Любовь

Рассказ вызывает стойкое ощущение дежавю, ведь практически повторяет сюжет одного матюхинского ЧД-рассказа. Невольно начинаешь сравнивать, и сравнения, увы, не в пользу «Любви».

Вышло туманно, сумбурно, обрывочно. Прочел не без интереса, ведь автор умеет складывать слова в предложения, но эмоционально ничего не откликнулось. Визуальная часть проявления способностей совсем не впечатлила. Ощущение такое, будто посмотрел фантастическую короткометражку. Вроде и ничего, на разок сойдет, но послевкусия толком и нет.

Из хорошего отмечу вязкую, душную атмосферу и неплохо прописанных героев. Но в целом история прошла мимо меня.

Межгалактические наёмники. Сага

Автор, конечно, тот еще тролль. С таким названием и таким началом не ждешь ничего хорошего, поэтому становится чертовски радостно, когда понимаешь: годнота!

Здесь используется всё тот же прием с возвращением героя в родные края, но разница в том, что у него (героя) нет никаких жутких скелетов в шкафу. Он никого не убил, не предал, не обманул — он просто повзрослел и переехал. Но иногда и этого достаточно, чтобы навлечь на себя беду.

В качестве зла здесь выступают межгалактические наемники — персонажи старой серии книг. Вообще-то они были добрыми, но когда герой перестал заказывать новые тома саги, всё поменялось. Идея прикольная, нечто похожее недавно реализовали в кино: Кристофер Робин уехал в колледж, а брошенные Винни-Пух и Пятачок одичали и пошли потрошить людей. Внешне наемники не внушают ужаса, как слэшерные Медведь и Свин (за исключением, может, одного), но автору этого и не нужно. Тут пугает неотвратимость наказания, сама ситуация, когда под ударом оказываются близкие. Не выпрыгивающие из-за угла монстры, а безграмотное письмо с угрозами из мертвого издательства.

Поругать автора можно разве что за не особо нужную в сюжете Японию и за имя Рикптос, которое при каждой попытке прочтения вызывало у меня ступор мозговины. В остальном всё классно: и сюжет, и исполнение, и остроумный финал.

Полагаю, рассказ обязан быть в тройке.

Навлон

С этим рассказом всё непросто. Написано бойко, странички переворачиваются легко, скучать просто некогда. Но при этом такое ощущение, будто поверхностный комикс пролистал. Без погружения в историю, с минимально прописанными героями. Экшен, диалоги, экшен, тыщ, бац, бах. Ну и всё.

Да, получилось киношно, но это не то кино, которое хочется посоветовать друзьям. Скорее очередной дешевый криминальный сериал на НТВ. Уровень актеров-персонажей и общей убедительности примерно такой же.

А вот задумка неплоха. Про волшебные монеты и их хозяев можно много чего наворотить. Только меня смущает один момент: зачем человеку, владеющему столь мощными артефактами, трепаться об этом и тем более сдавать монеты в аренду? Это же максимально странно и неосмотрительно. Тут уже работает не внутренняя логика, а авторский произвол, ведь без этой аренды и рассказа бы не вышло.

Не впечатлило.

Отличный день для похорон

«Прости меня, Отче, ибо я собираюсь отпиздить дитя» — ну, это сразу в мемы и золотой цитатник ЧД. Возможно, только из-за этой эпичной фразы рассказ и брали в топы, потому что в остальном зацепиться не за что.

С самого начала не покидает ощущение, что это какая-то пародия. Пьяный поп должен был гонять на мотоцикле под саундтрек «Деревни дураков» — тогда бы всё окончательно сошлось. Всерьез воспринимать этот рассказ невозможно: здесь перемешаны трэш, дичь и кринж, герои ведут себя нелепо, а отец Умат в основном вызывает испанский стыд. Может, так и задумано, но я не фанат подобной литературы, уж простите.

Немного исправить ситуацию могло бы исполнение, но и тут всё не очень. Автор сам путается в сюжете, пишет очень неровно, время от времени вылезают начписовские маркеры вроде чередования имени героя и слова «мужчина», чтобы избежать повторов. Похвалить могу разве что за диалоги: они в большинстве своем удались, и мат тут, в отличие от «Желямбы», очень даже в тему.

На выходе имеем самый слабый рассказ финала. Увы.

Сай-фай

По настроению и веселенькой подаче рассказ очень напоминает «Жвачку», но здесь жанровый элемент выражен гораздо ярче. Получается, автор сам себе усложнил задачу: одно дело — нагнетать жуть в депрессивных декорациях и с потерянными героями, которых настигает тёмное прошлое, и совсем другое — делать это уютным стилем с разными прибаутками и с максимально несерьезным персонажем. Здешнему Никите слово «герой» не очень-то и подходит, это забавный маменькин сынок-неумеха, и автор буквально каждой фразой это подчеркивает. Но несмотря на всю комичность мужичка, вьющего гнезда в кровати, скоро становится не до смеха.

Несуществующие/запретные/редкие литературные произведения — это всегда интересная тема. Здесь она обыграна здорово, да еще и с камео знаменитых писателей. Напряжение нарастает медленно, но неотвратимо; странности множатся, и тональность рассказа меняется. Финальное явление деда — чистейший хоррор без примесей. Лучший момент, по-настоящему жуткий. А вот в самом эндшпиле градус уже пониже, хотя такое развитие событий вполне оправдано сюжетом и в принципе закономерно.

Еще один фаворит.

Скример

Неплохая страшилка, которую легко представить на каком-нибудь сайте крипипаст. Герой неприятный, однако за его злоключениями наблюдать все равно любопытно. Пусть душа за него не болит, но противостояние со странным дедом увлекает, так что чтение не бросишь.

В принципе, здесь тот случай, когда и ругать не хочется, и сильно хвалить тоже. Просто нормальный жанровый рассказ, середнячок, который оставляет приятное впечатление, но надолго в голове не задерживается. Думается, в середине итоговой таблицы ему и место.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Яркая мышь серая 28-12-2022 18:17

    Какой интересный и толковый разбор! Видно, что от души написано.

    Учитываю...
  • 2 Амператор Угадай 27-12-2022 22:06

    Замечательные отзывы: доброжелательные, но не поверхностные, многим авторам подсказаны конкретные пути совершенствования их рассказов, верные, на мой взгляд.

    Отдельное спасибо за иллюстрации! Самая страшная — к самому светлому рассказу.

    Учитываю...