DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

А съест ли всех Голодный мальчик?

С ключом на шее (роман)

Автор: Карина Шаинян

Жанр: мистика, weird fiction, хоррор

Издательство: Rugram_Пальмира

Серия: Мистический триллер

Год издания: 2021

Похожие произведения:

Давным-давно на сайте allhorrors.com зародился термин «мальчишечьи ужасы». Позже он был более подробно раскрыт Владиславом Женевским и Евгением Михайловым в статье «Закрывая двери в лето». Если вкратце, то «мальчишечьи ужасы» — роман взросления, в котором присутствует «темная» составляющая. Как правило, действие происходит в маленьком городке, а главные герои — ребята, которые сталкиваются с Ужасом. И это столкновение заставляет их повзрослеть.

Все вышеперечисленное относится и к роману «С ключом на шее» Карины Шаинян, за одним исключением — в этой книге речь по большей части о девчонках.

Не сказать, что в «мальчишечьих ужасах» монополия на приключения была исключительно за парнями. Беверли Марш — одна из ключевых героинь в «Оно»; Корди Кук в «Лете ночи» — этакая «богиня из машины», которая выручает остальных в безнадежных ситуациях. Но в целом страшных произведений, где девочки были бы в центре внимания, меньше. Называть ли подобные книги «девчоночьими ужасами», говорить ли о них как о самостоятельном направлении — интересные вопросы, которые можно обсудить в комментариях к этому обзору. Ну а мы перейдем к роману Карины Шаинян.

Городок О., в котором происходит действие, как будто навеки застрял в советской эпохе. Хрущобы, потрескавшийся асфальт, подбирающиеся к городу зеленые пальцы стлаников. Здесь всего две улицы, Ленина и Блюхера. Съеденное временем изображение нефтяника и нефтяницы на одной из пятиэтажек. Тусклое солнце, холодный ветер и такие же тусклые, холодные люди. Сюда возвращается Яна Нигдеева, потому что в городе опять стали находить детей. Мëртвых, задушенных, и живых, неразумных. О том, что происходит, знают Яна, мать-одиночка Ольга и Филипп, пациент психиатрической клиники. Вместе они должны дать отпор злу, орудующему в О.

Как вы уже, скорее всего, заметили, зачин романа похож на «Оно». Немало и других точек соприкосновения, характерных для поджанра: провинциальный городок, неблагополучные семьи, трудное детство и т.п. Однако автор, наверняка зная, что сравнений не избежать, обманывает ожидания.

Взять хотя бы город, в котором происходит действие. Если Дерри памятен своими местами — домом на Нейболт-стрит, рекой Кендускиг, Китченеровским заводом, — то О., прототипом которого является сахалинский город Оха, почти лишëн отличительных черт. Да, здесь соленый ветер, по улицам стелется песок, а в окрестностях можно найти халцедон и другие камни. Но в целом, это типичная злая провинция. И ключевое слово здесь «злая».

В книге полно насилия. Не сплаттерно-кровавого, а бытового. Янин отец воспитывает дочку подзатыльниками и ремнем. Филькины мама и бабушка пытаются уберечь мальчика от дурного влияния, а потом сдают в «санаторий». Взрослая Ольга кричит на дочь, потому что с детства не знает другой модели поведения. И когда герои встречаются с Голодным мальчиком, то, несмотря на более чем странные обстоятельства встречи, не удивляются, а вскоре начинают приносить ему еду. И тем самым запускают зловещую цепочку событий, обрывать которую придется спустя много лет.

Текст в романе напоминает зеркало, в которое кинули камень, а когда попытались склеить, то обнаружилось, что некоторые осколки не на месте, а нескольких не хватает. Повествование скачет от прошлого к настоящему, от главных героев к второстепенным. И хотя к финалу пазл сложится, у читателя все равно останется чувство, будто он что-то упустил. Как будто этого мало, Шаинян подкидывает еще загадок, отгадывать которые нужно самостоятельно. Например, что символизируют мотки собачьей шерсти в финале и был ли Голодный мальчик.

Еще одной особенностью книги, помимо «мозаичной» структуры, является авторский слог — цветастый, вязкий, распевный. Прозу Шаинян отличает любовь к деталям: если персонаж носит резную трубочку на шее, то нужно описать цвет, фактуру, каждый выточенный рисунок, историю, мысли персонажей об этой вещи и рассказать это музыкально, завораживающе. Любители остросюжетных «конспектов» завязнут в тексте, словно пчелы в патоке. Если бы у романа был рекламный слоган, он мог бы звучать так: «Для тех, кто никуда не спешит».

Можно ли отнести «С ключом на шее» к «большой литературе», покажет время. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что это не страшилка на вечер, а взрослая, вдумчивая история, смыслы и образы которой еще долго хочется обсуждать.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)