Улица Арлетт 388/ 388 Arletta Avenue
Канада, 2011.
Жанр: триллер, мокьюментари.
Режиссёр: Рендолл Коул
Сценарий: Рендолл Коул
В ролях: Ник Стал, Миа Киршнер, Девон Сава, Аарон Абрамс, Шарлотта Салливан, Криста Бриджес.
Похожие фильмы: «Великий американский фильм об убийствах», «Плохие вещи», «С.С.Д.».
Некто ведёт скрытое круглосуточное наблюдение за молодой парой. Установленные в их доме и на работе видеокамеры позволяют отслеживать все. Ничего не подозревавшие поначалу Эмми и Джеймс все-таки начинают догадываться, что кто-то умело ими манипулирует. Но с этого момента и начинается в их жизни настоящий кошмар.
Фильм стал первой работой в жанре ужасов Рендалла Коула, до этого специализировавшегося на мелодраматических комедиях. Одна из которых - «19 месяцев», была ранним опытом режиссёра в мокьюментари. В главных ролях снялись Ник Стал, сыгравший Джона Коннора в «Терминатор 3: Восстание машин» и канадская актриса Миа Киршнер, известная своими эпизодическими ролями в сериалах, среди которых «Дневники Вампира», и полнометражных фильмах.
Рекламный агент Джеймс и его жена Эми становятся жертвами маньяка-вуайериста, превратившего их жизнь в жуткое подобие своего персонального реалити-шоу. Однажды Джеймс находит в своём авто неизвестно откуда взявшийся CD, но на этом странные происшествия не прекращаются. Главный герой сталкивается с необъяснимым исчезновением Эми, от которой осталось только загадочное прощальное письмо. Все последующее время он будет стараться вычислить похитителя супруги. Под подозрением окажутся все: коллеги, бывшие одноклассники и даже родня. Качественное, нагнетающее атмосферу ужаса звуковое сопровождение, загадка личности злодея и пара действительно сильных моментов, вроде подмены кошки Джеймса другой, хоть и очень похожей, сплетаются в неплохой триллер, способный оттолкнуть разве что медленным темпом происходящего.
Интерес к фильму подогрело, скорее всего являвшееся рекламным ходом, сообщение супруги Ника Стала о том, что её муж пропал без вести. Актёр нашёлся через неделю после пропажи и, как оказалось, проходил реабилитацию в клинике для наркозависимых.
«Улицу Арлетт 388» можно охарактеризовать как гибрид «Паранормального явления» и «Банкомата». От первого перекочевало предпочтение к статичной форме преподнесения мокьюментари, привязанной к отдельным локациям, что придает элемент театральности. От второго призрачный образ главного злодея, со сверхъестественной тщательностью сплетающего свои сети и молчаливо наблюдающего за агонией пытающихся спастись людей.
«Улица Арлетт 388» старается пробудить в зрителе параноидальные ощущения, угнездившиеся в современной культуре. Бесчисленное количество реалити-шоу и постоянное внедрение технологий, уменьшающих личное пространство человека, достигают своего пика тогда, когда обычным людям уже некуда скрыться от Большого Брата, и именно тогда в них пробуждается первобытный инстинкт загнанного в тупик зверя. Примечательно, что исполнительным продюсером фильма стал режиссёр Винченцо Натали, которому эта тема не даёт покоя со времён его картины «Куб».
Манера подачи материала вызывает ассоциации не только с реалити-шоу, но и с системой видеонаблюдения служб безопасности, что может представлять интересное концептуальное решение, подчёркивающее наличие у Джеймса скелетов в шкафу, возможно, и явившихся причиной обрушившихся на его семью испытаний.
Одна из главных особенностей фильма, позволяющая ему немного выделиться на фоне других представителей мокьюментари – перенесение точки обзора с жертвы на злодея. Со времён «Ведьмы из Блэр» закрепились определённые жанровые каноны псевдодокументалистического хоррора. Сколь бы не различались между собой фильмы вроде «Монстро» и «Репортажа», в итоге зрители имеют трясшуюся камеру, иногда нарочито стилизованную под любительскую, а зачастую по факту далеко не профессиональную съёмку, и убегающего оператора, отворачивающего объектив тогда, когда разгорячённое воображение уже готово встретиться с воплощённым кошмаром лицом к лицу. Фильмов, в которых камера находится в руках плохих парней, готовых смаковать отвратительные подробности, в разы меньше, среди таких: «Великий американский фильм об убийствах», «С.С.Д.» и «Плохие вещи». Нельзя сказать, что Рендолл Коул привнёс, что то новаторское в существующею традицию, но он определённо справился с поставленными задачами. Даже имеющая место неоднородность картины, вызванная переходами с одной камеры на другую и одними и теми же ракурсами, катастрофически снижающими пространство для экспозиции, способствует убеждению в том, что фильм действительно представляет собой продукт больного разума и глаза видят только то, что пожелал показать безумный маньяк.
Их существенных недостатков «Улицы Арлетт 388» выделяется вялость развития событий, особо тягостная в начале фильма, что впрочем, может прийтись по вкусу некоторым зрителям и пронизывающее ощущение нереальности происходящего, особо отрицательно сказывающееся в контексте принадлежности фильма к поджанру псевдодокументалистики. Реализм разбивается как о бытовые детали - совершенно не понятно, каким образом простой человек смог расставить такое количество камер, сделав их незаметными, так и о неправдоподобные характеры персонажей, и отсутствие банальной логики в их поведении и диалогах.
«Улица Арлетт 388» - неоднозначный фильм, оставляющий пространство для интерпретации различных своих качеств, как в позитивных, так и в негативных тонах, но претендующий запомниться как один из выдающихся мокьюментари последних лет.
1 Мельник 28-11-2012 22:10
Заинтересовал фильм. Не без минусов конечно, но есть и свои оригинальные идеи.
2 Hanterdd 27-11-2012 09:49
Минусов много, но и плюсы упоминались
По моему мнению, фильм смог выделиться на фоне основного массива пседодокументала вышедшего за 2-3 последних года, поэтому я и позволил себе завершить рецензию словами
Наверное, без дозы расширителя сознания образ спасителя человечества на экране не воплотить)3 Александр Подольский 26-11-2012 17:07
Стесняюсь спросить, а кто такой маньяк-вульгарист? По описанию речь идет скорее о вуайеристе. И вообще из рецензии ничего не понял. Перечислено довольно много минусов, а в резюме вдруг неожиданно "один из выдающихся мокьюментари последних лет". Стоит на него время тратить? Сюжет в свое время заинтересовал, да и Девон Сава всегда нравился как актер. А вот роль Джона Коннора, похоже, проклята. Что Ферлонг, что Стал постоянно вспоминаются в привязке к наркотикам. Бедный Кристиан Бейл