DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ПОМЕСТЬЕ ПРИЗРАКОВ

Аккорды мертвых миров. Творчество Тома Мура

Когда речь заходит о британском дарк-эмбиенте, на ум неминуемо приходит основатель жанра Брайан Уильямс. Вклад его проекта Lustmord в историю DA и андеграундную музыку в целом сложно переоценить. С момента выхода альбома «Heresy» (1990), ставшего для эмбиента краеугольным камнем, прошло более тридцати лет. За это время жанр перестал быть нишевым явлением, а число его адептов растет с каждым годом. Среди соотечественников Уильямса следует выделить Тома Мура — авангардного мультиинструменталиста, многогранное творчество которого охватывает различные жанры от дарк-эмбиента до дарк-джаза и пост-рока.

За двадцать лет Мур основал четыре проекта, наиболее известным из которых является Dead Melodies: он отличается впечатляющей продуктивностью, которая не идет в ущерб качеству работ. В среднем он выпускает по одному-два альбома в год самиздатом, а также на лейблах звукозаписи Cryo Chamber и Sparkwood Records. Также Мур поддерживает хорошие отношения с другими исполнителями дарк-эмбиента, греком Филиппосом Гарделисом (Zenjungle) и французом Пьером Лапласом (Beyond the Ghost). На протяжении более чем десяти лет Мур регулярно работал с ними над совместными треками, а порой и целыми альбомами.

Музыкальным дебютом Мура стал самиздат-проект Indigolab, образованный в 2006 году, жанр которого из всего его творчества охарактеризовать, пожалуй, сложнее всего. Сам же автор называл свое детище «экспериментальным фолком с элементами даба, эмбиента и индастриала». На переднем плане музыки Indigolab — акустика, вскоре ставшая фирменной визиткой Мура. В треках нередко присутствовали мужские и женские вокальные партии. Атмосферность варьировалась от свободных и психоделических композиций до потусторонней электроники и задумчивой меланхолии. В целом проект был для Мура пробой пера, свободным полем для экспериментов. Время от времени он возвращается к нему, несмотря на то, что его музыкальная карьера вполне себе удалась. Например, на Bandcamp-странице Indigolab не далее как в июле 2023 года внезапно увидел свет новый релиз-компиляция.

По-настоящему же британец заявил о себе в 2015 году, после того как начал сотрудничать с норвежским инди-лейблом Sparkwood Records. Тогда он отвлекся от Indigolab и сконцентрировался на двух новых, более узконаправленных предприятиях — его флагмане Dead Melodies, а также экспериментальной группе Understated Theory, основанной вместе с Колином Крайтоном (nil.co). На Bandcamp-странице Мура начали появляться первые синглы DM, обособленные и разрозненные, а Sparkwood Records издал в общей сложности пять полноценных релизов с его участием на CD и в цифре.

В этот период своего творчества Мур все еще не боялся экспериментировать с сэмплами и композиторскими решениями. Так, в альбоме «Subtle Imperfections» (2016) значительную роль играет ярко выраженная мелодическая составляющая, а также вкрадчивый и призрачный вокал приглашенной исполнительницы Oneira.

Дуэт Understated Theory же смешивал эмбиентный пост-рок, глубокий атмосферный дроун и низкотемповую электронику, чтобы создавать «туманные и объятые дремой интроспективные звуковые пейзажи». При этом некоторые треки все еще значительно отходят от традиций дарк-эмбиента, а психоделическая композиция «Swells» из первого миньона «Critical Drift» (2015) и вовсе напоминает эстетику серф-музыки 1960-х при общей эфемерной текстуре трека.

Последний релиз Мура под эгидой Sparkwood Records приходится на 2018 год. К тому моменту Dead Melodies практически полностью перешел под крыло Cryo Chamber, а об Understated Theory с тех пор ничего не было слышно.

При поддержке такого издателя и оформителя, как Саймон Хит, у Мура будто открылось второе дыхание: частота выхода новых релизов увеличилась, равно как и сформировалась их концептуальная составляющая. Первыми двумя альбомами, выпущенными Dead Melodies в рамках Cryo, стали концептуально связанные «Legends of the Wood» (2017) и «The Foundations of Ruin» (2018).

Дилогия представляет собой историю о путнике, заблудившемся на туманном острове и оказавшемся втянутым в загадочные и мистические события, что уходят корнями в глубокую старину. Ненавязчивые и медитативные, эти альбомы изобиловали сэмплами, записанными на природе лично Томасом. Тематически здесь можно проследить связь с фолк-мотивами, к которым композитор обращался еще в годы Indigolab. Таким образом, на международном лейбле британец решил дебютировать со своим национальным колоритом.

Тогда же Томас окунулся в среду совместного творчества, культивируемую в кругах его нового издателя. Он записал трек для альбома-антологии «Tomb of Druids» (2017), а также стал регулярным участником «лавкрафтовских» коллабораций Cryo.

Последующие альбомы Dead Melodies исследовали широкий диапазон самых разных тем. Мур еще раз возвращался к туманному Альбиону в своей коллаборации «Crier’s Bane» (2020), записанной вместе с Beyond the Ghost и имеющей ярко выраженную викторианскую эстетику.

Авторы признавались, что одним из наиболее интересных моментов работы над альбомом была запись сэмплов в оживленных городах. Незадолго до этого вместе с Zenjungle они записали урбанистическую антиутопию «Anthropocene» (2020), развивающую тематику демонов и древних темных сил, которые маскируются под городские кварталы и монументальные застройки. На обе эти коллаборации в значительной мере повлияла увлеченность Мура дарк-джазом, к которому он еще не раз возвращался.

Другая тематика, часто встречающаяся в работах британца, является противоположностью или логическим продолжением идеи пагубной урбанизации. Это «зеленый» постапокалипсис, возвращение матери-Земли к полноправной власти над заросшими развалинами прежнего мира. Вдохновившись этой концепцией, Томас написал два альбома, «The Masterplan» (2020) и «Fabled Machines of Old» (2021).

Последний снискал ему признание как одного из лучших гитаристов современной эмбиент-сцены. Мир, описываемый в альбоме, пережил гибель много веков назад. От прежней цивилизации остались исполинские, поросшие быльем, но еще функционирующие машины. Среди выживших эти реликты обрастают практически фэнтезийными преданиями. Повествование ведется через динамические созерцательные звуковые пейзажи, аккорды акустической гитары, сэмплы горящих костров и ритуальных песен.

Новый переходный этап в творчестве Мура пришелся на выход альбома «Memento» (2022). Здесь он исследовал тематику царства снов и фантасмагорических пейзажей, а также вернулся к одному из самых старых композиционных приемов в репертуаре Dead Melodies — призрачному женскому вокализу. Все это получило новое раскрытие в его последней на сегодняшний день дилогии неонуарного дарк-джаза «Murken Hollow».

Сюрреалистичная и мрачная детективная история, вдохновленная Чандлером, Фрицем Лангом и Дэвидом Линчем, увидела свет в ноябре 2022 года — аккурат под события самого альбома, если верить его аннотации: «То, что на самом деле произошло тем холодным и туманным ноябрем, оставалось загадкой, но сомнений не было – дела все еще были связаны между собой».

Помимо Мура над альбомом работали еще два исполнителя: упомянутый ранее Фил «Zenjungle» Гарденис исполнил партии саксофона, певица Ким Гай отметилась своим вокалом. Сам же Мур сыграл на акустике, басу, синтезаторе, фортепиано и ударных, а также самостоятельно свел альбом. Результат настолько впечатлил слушателей и критиков, что аудитория заявила: Тому Муру удается впечатлять слушателей по меньшей мере раз в год, но «Murken Hollow» на сегодняшний день — его лучшая работа под лейблом Cryo. Исключительный успех дарк-джазового сборника привел к тому, что Мур записал полномасштабный альбом-компаньон «Sleepy Town of Winter», вышедший зимой 2023 года самиздатом на его Bandcamp.

К сожалению, «Спящий город зимы» получил лишь цифровое издание, поскольку по некоторым причинам издавался без участия Cryo Chamber. Но это никоим образом не сказалось на качестве материала. Альбом полностью выдерживает сравнение с прошлыми работами и погружает слушателя в атмосферные пейзажи «холодных» детективов, наводит на мысли о Ю Несбе и других скандинавских авторах. Многие из треков являются репризами, отсылающими к номерам из предыдущего альбома. Так, «Stranger’s Reflection» является более мрачной и абразивной версией «Empry Reflection», а «Eyes of Black» отсылает к «Red Eyes».

К большому сожалению, ни один из альбомов дилогии не вышел на виниле, зато к CD-релизу «Murken Hollow» прилагается богато иллюстрированный сопутствующий буклет.

Примечательно, что Мур обращался к тематике неонуара еще до того, как ушел к Cryo. В 2017 году на Sparkwood Records он издал один полноформат своего соло-проекта Cinereous Mire, по большей части оставшегося незамеченным аудиторией. Лаконичное описание альбома на Bandcamp лейбла называет его «полуночными вариациями на тему кислотного блюза», а все шесть композиций являются идеальной смесью дум-джаза и блюза, приправленной эмбиентом, нойзом и аналоговой электроникой. Все это напоминает творчество японского композитора Хидэки Таниути, а также черпает вдохновение из музыкальной карьеры Дэвида Линча. Последний трек «Murken Mists» даже попал в официальный саундтрек культовой игры «This Is the Police». Возможно, это специфическое «Murken» тогда и осело в подсознании музыканта, пятью годами позже вдохновив его на написание дилогии «Murken Hollow»? Так или иначе, Cinereous Mire с тех пор не получил развития, но к неонуару Мур неоднократно возвращался и, несомненно, еще вернется.

Редко встречаются продуктивные и умелые исполнители, которым удается создавать качественную музыку в самых разных жанрах. И Том Мур — один из них. Практически любой взыскательный слушатель найдет в его творчестве что-нибудь по душе, будь то психоделичная и безмятежная электроника Indigolab, авангардный пост-рок Understated Theory или же бесчисленные миры дарк-эмбиента Dead Melodies. Сам он высказался о творчестве следующим образом:

«Я всегда чувствовал, что возможность выражаться через музыку – огромная привилегия. Вооружившись своими гитарами, звуками и электронными устройствами, я провел большую часть своей жизни за интерпретацией всего, что я слышу, вижу и чувствую, выработав собственный подход к тем жанрам или стилям, которые вдохновляют меня в определенный момент времени. Музыка не знает границ, но я всю жизнь буду стремиться расширить границы моего воображения и возможностей. Хотя бы для того, чтобы бросить вызов самому себе и удовлетворять свою жажду экспериментов».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)