DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Самый важный спин-офф

Half-Life: Alyx

Дата выхода: 23 марта 2020

Страна: США

Жанр: шутер от первого лица

Разработчик: Valve

Издатель: Valve

Платформы: ПК

Похожие игры:

  • Budget Cuts (2018)
  • Boneworks (2019)
  • Писать рецензии на VR-игры достаточно трудно. Это все еще сравнительно молодое направление, где качественных проектов пока что немного. Крупные инвесторы посматривают туда с опаской, а цена на полное оборудование для рядового пользователя все еще остается кусачей. Сама технология еще не обкатана в достаточной мере, отчего при пользовании возникает множество «но» и различных неудобств. И все же ниша виртуальной реальности уже чувствует твердеющую почву под ногами, особенно благодаря недавнему релизу «Half-Life: Alyx»

    Совершенно внезапный анонс вызвал смешение двух самых ярких эмоций. Самая первая - искренний восторг! Наконец выходит полноценная сюжетная игра в любимой миллионами людей вселенной. А вот вторая уже не столь радужна. В свое время людям приходилось тратиться на дорогостоящие обновления своих ПК, чтобы насладиться что первой «Half-Life», что сиквелом. В случае «Alyx» ситуация стала еще острее — помимо мощного компьютера, требовалась и VR-гарнитура, что сразу вызвало огорчение у части аудитории. Тем не менее фирменные шлемы «Index» от Valve разлетелись почти мгновенно, а спустя пару недель рынок гарнитур практически опустел. Спрос не удалось полностью удовлетворить даже к релизу игры. Пожалуй, этого должно хватить для понимания того, насколько значимым был выход новой главы «Half-Life».

    Ее события берут начало за пять лет до второй части и через пятнадцать после инцидента на «Черной Мезе» из оригинальной игры. На Земле закрепляют свои позиции инопланетные захватчики Альянса, материки информационно отрезаны друг от друга, люди постепенно принимают свое положение. Но несмотря на это, в Сити-17 действует подпольное сопротивление, которое играет одну из ключевых ролей в мире «Half-Life».

    В качестве управляемого героя нам дают 19-летнюю Аликс Вэнс — верную спутницу Гордона Фримана и дочь лидера Сопротивления Илая Вэнса. Она работает на своего отца и всячески помогает организации бороться с Альянсом. В игре перед ней стоит задача добраться до Бункера — важного стратегического объекта пришельцев.

    Вторым же основным, но неиграбельным персонажем является Рассел, который до этого не фигурировал ни в одной части. Он будет общаться с Аликс и координировать ее на протяжении практически всего приключения, правда, удаленно, по аудиосвязи. Да, больше никакой молчанки на протяжении игры — эта парочка ведет очень душевные и живые диалоги. Чего стоит рассказ Рассела о самых банальных клаб-сэндвичах в ответ на вопрос Аликс о жизни до захвата планеты. Именно в диалогах раскрываются герои и подается экспозиция, реализация отличная. Чувствуется рука разработчиков «Firewatch», которых Valve взяла под свое крыло пару лет назад.

    Но «Half-Life» славилась отличным повествованием через окружение и отсутствием катсцен: все события развивались перед лицом игрока во время игрового процесса. И эта визитная карточка никуда не делась. В игре нет ни одного ролика, лишь грамотно срежиссированные сцены, в которых игрок продолжает наблюдать за событиями глазами Аликс. Помимо этого, окружение наполнено огромным количеством деталей, дающих немые ответы на вопросы, которые могли возникнуть в голове игрока: «Что сейчас происходит с другими знакомыми персонажами? В каком состоянии мир?» Почти каждый предмет можно взять в руки, внимательно осмотреть, предметы «по физике» реагируют на соприкосновения друг с другом и руками Аликс, из разных контейнеров можно вытряхнуть содержимое и так далее. На макроуровне тоже все крайне здорово. Улицы Сити-17 выглядят отлично, панорамы захватывают дух, а внутренняя архитектура и убранство домов выполнены с дотошностью, близкой к таковой в сериале «Чернобыль». Проработка окружения до мельчайших деталей вообще является одной из самых сильных сторон игры.

    Но это все лирика. Важно понять, насколько хорошо все это непосредственно играется. Если коротко, то все очень хорошо, но с некоторыми нюансами. В подаче игрового процесса Valve не изменяет себе. Тут на месте и невидимое обучение, постепенно погружающее игрока в разные механики, и плавное нарастание темпа геймплея, умело чередующее динамику, загадки и спокойные эпизоды. А формат VR позволяет добавлять ранее нереализуемые фичи. К примеру, гравиперчатки «Расслелы» (да, помощник Аликс недолго думал над названием своего изобретения). Они легким движением руки игрока способны притягивать к себе предметы, что позволяет не бегать за каждым предметом в игре и доставать их из недоступных ногам областей. Но помимо этого они дают и широкое тактическое разнообразие. К примеру, можно с пояса противника выхватить гранату и бросить обратно в него. Или взять взрывной баллон и «скормить» его висящему на полотке барнаклу. Во время жаркой перестрелки кончился боезапас, а высовываться из укрытия слишком опасно? Оглядитесь: возможно, неподалеку лежит бесхозная обойма, которую можно притянуть к себе и перезарядить оружие!

    Раз уж затронули тему стрельбы, то стоит поговорить о боевом геймплее. Оружия в игре не то чтобы много – пистолет, дробовик да пистолет-пулемет, но большего и не нужно. Каждый из них имеет ряд модификаций, которые можно приобрести на специальных верстаках за особую валюту «смолу», разбросанную по локациям. И вот пистолет уже обзавелся увеличенным боезапасом и лазерным прицелом, дробовик научился стрелять прицепленной к нему гранатой, а пулемет получил автоподачу новых магазинов, что позволяет вести долгую и плотную стрельбу без перезарядки. Кстати, и перезарядка каждого оружия тут уникальна и сделана в виде мини-игры в духе «вытащи пустой магазин, достань из-за плеча новую обойму, вставь в пушку, передерни затвор». Чувствуешь себя настоящим героем боевика во время жарких сражений. Сам же бой тоже ощущается очень приятно и благодаря VR открывает новые возможности. Можно сесть за каким-то укрытием и высовываться с любой стороны, путая врага, или просто выставить руку и стрелять вслепую, надеясь на удачу, или взять что-то покрепче в одну руку в качестве щита, а другой вести огонь на подавление, сокращая дистанцию с оппонентами. Действия ограничены фантазией игрока и возможностями окружения. Благо местный бестиарий относительно разнообразен и толкает к экспериментам. К привычным для серии хэдкрабам, зомби и солдатам Альянса добавились новые их разновидности; придется столкнуться и со знакомыми по «Half-Life 2: Episode 2» муравьиными львами, а кое-где есть и более опасные противники.

    Но не одними сражениями полнится игра. По традиции встречаются и головоломки, которые по большей части представляют собой мини-игры а-ля "соедини правильно точки" или "проведи линию к нужному месту". На словах звучит, может, и не очень впечатляюще, но они так органично вплетены в игровой процесс, что привносят необходимое разнообразие и не успевают наскучить.

    Отдельно стоит сказать о механиках перемещения. Реализовано их три вида, но фактически можно разделить на два: телепортация и обычное перемещение стиком. Если со вторым все более-менее ясно — отклонил рычажок на контроллере, персонаж пошел в нужную сторону, — то второе сделано для менее опытных в VR игроков. Дело в том, что классическое движение вызывает у неподготовленных людей тошноту, а телепортация нивелирует этот эффект, так как перед глазами просто резко меняется картинка. Игрок отклоняет стик, указывает точку, в которой хочет оказаться (с поправкой на реалистичность движения), и почти мгновенно перемещается туда. Изначально были опасения, что такая модель перемещения разрушит атмосферу, но они оказались напрасными: разработчики из Valve сделали все, чтобы оно чувствовалось органично.

    Но ничего идеального в мире нет, вот и в «Alyx» есть вещи, которые могут огорчить. Выше мы говорили об интерактивности окружения. Все так, но вот вы взяли два ящика и повертели в руках, а третий такой же оказался «приколочен» к полу. Вот лежит молоток, которым хочется забить прыгающего на вас хэдкраба - но нет, в игре отсутствует механика ближнего боя. Такие мелочи иногда дают о себе знать. Да и шлем на голове тяжелый, провод за спиной, а контроллеры «Index», отслеживающие движениях всех пальцев, хоть и позволяют показать «фак» поверженным врагам, все равно напоминают о себе, когда вы в очередной раз задеваете рукой стол в комнате. Но это уже проблема в самой VR как технологии — она еще не идеальна и требует годы для совершенствования. Но самый, пожалуй, разочаровывающий факт для фанатов состоит в том, что Valve не смогли произвести революцию. Каждая выходившая «Half-Life» в корне меняла подходы к подаче нарратива, геймплея, перетряхивала принципы геймдизайна. Здесь же такого нет. «Alyx» в первую очередь является крайне качественным VR-тайтлом. Даже лучшим из подобных. Никто еще не выпускал чего-то такого же качественного, масштабного, иммерсивного и концентрированного. Да, здесь все механики отточены, окружение блистательно, сюжет и финал просто прекрасны...но не революционны.

    В итоге мы имеем, без шуток, самую крутую VR-игру на текущий момент. Для геймеров тут целый кладезь истории, новых знаний о вселенной, той самой знакомой атмосферы и первоклассного VR-геймплея. Valve создала очень важный в рамках этой технологии прецедент, показав, какого уровня можно достичь. Будем надеяться, что крупные разработчики теперь обратят свой взор на виртуальную реальность, а продолжения новой части нам не придется ждать еще двенадцать лет.

    Комментариев: 4 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Мельник 25-05-2020 11:53

      Тот случай, когда жалею, что у меня другой шлем VR ) Но стоило бы его ради одной игры брать, пусть и близкой к шедевру, - сомневаюсь.

      Учитываю...
      • 2 AlonZo 25-05-2020 12:09

        Мельник, покупать ради всего одной игры точно не стоит, в конце концов можно взять на прокат, если очень уж хочется поиграть конкретно в Alyx. Но если нужен был повод для входа в VR-развлечения в принципе, то новая халфа это прям однозначно победитель.

        Учитываю...
        • 3 Мельник 27-05-2020 18:50

          AlonZo, у меня таким поводом в своё время стал Resident Evil 7, ох и отложил кирпичей ))

          Учитываю...
          • 4 AlonZo 01-06-2020 10:46

            Мельник, я был крайне опечален, когда узнал, что VR версию резика не завезли на ПК:(

            Учитываю...