DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Американский эксперимент в немецком исполнении

Эксперимент / Das Experiment

Германия, 2000

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Оливер Хиршбигель

Сценарий: Марио Джордано, Дон Болингер, Кристоф Дарнштедт

В ролях: Мориц Бляйбтрой, Кристиан Беркель, Юстус фон Донаньи

Похожие фильмы:

  • «Эксперимент» (2010)
  • «Тюремный эксперимент в Стэнфорде» (2015)

Эксперимент 

Сколько дней нужно человеку, что бы стать садистом? Не знаете? Шесть. Всего шесть дней. Доказано и проверено опытным путем.

Двадцать человек – здоровых, молодых мужчин. Среди них офис-менеджер, школьный учитель, сотрудник авиакомпании, продавец в ларьке. Они все разные и в тоже время одинаковые. Их привела сюда жажда денег и новых ощущений. Пока им весело, они все в одной лодке, шутят и разглядывают длинные ноги ассистентки профессора. Что же должно случиться, чтобы часть из них превратилась в садистов, а другая часть в безропотных сосунков? Ничего, всего лишь эксперимент.

Фильм основан на романе писателя Марио Джордано (он же один из сценаристов) «Черный ящик» (1999). А книга, в свою очередь, основана на реальных событиях. В 1971 году американский психолог Филипп Зимбардо затеял эксперимент по изучению психологической реакции людей на ограничение свободы и пребывание в тюрьме. Эксперимент на людях. Чуете, повеяло чем-то нацистским? Такую задачу перед ним поставил Военно-морской флот США.

Эксперимент

Главный герой фильма – таксист Тарек. Вскоре мы узнаем, что вторая профессия парня – журналист. Помимо 4000 марок, он намеревается срубить еще 10 тысяч за первоклассный материал. Для этого Тарек вооружается специальными очками со встроенной камерой и отправляется прямиков в импровизированную тюрьму, которую (как и в реальности) соорудили в самом институте. Случайным образом двадцать человек делят на две группы. Восемь охранников и двенадцать заключенных. Охранникам положена униформа, дубинка и наручники, узникам – роба с номером и шлепанцы. Теперь Тарек – это номер 77 и никаких имен. Из наблюдателей – профессор, прототип Зимбардо, его длинноногая ассистентка (прототип невесты Зимбардо) и щуплый лаборант. С помощью развешанных на каждом углу камер они следят, ограничивая эксперимент лишь запретом на насилие. Как ни странно, запрет этот будет нарушен очень быстро.

Конфликт между заключенными и охранниками происходит в первый же день, но обходится без рукоприкладства. Если бы вам предложили участвовать в подобном, наверняка вы захотели бы выступать в роли надзирателей. Это логично: у них есть свобода, возможность ходить домой, видеться с семьей и, самое главное, есть власть. Но на первых порах сложнее приходится именно им. Ведь имея власть, нельзя ударить лицом в грязь, нужно «держать марку». А если кто-то не исполняет твой приказ или еще хуже, насмехается над тобой, хочешь не хочешь, придется наказывать. Например, отжиманиями.

Эксперимент

К сожалению, номеру 77 нужен остросюжетный материал, и он, сам не зная, к чему это приведет, намеренно провоцирует ребят в униформе. Глупые шутки обходятся ему уже дороже. На второй день обиженные охранники подавляют бунт с помощью огнетушителей (этот факт имел место быть в действительности) и, используя всю свою фантазию, придумывают унизительное наказание для заключенных. Это срабатывает. Люди в клетках подавлены, а все, что было общего между некогда равноправными гражданами, падает в пропасть.

Помимо героев-мужчин, есть в фильме и колоритный женский образ – случайная знакомая Тарека, Дора. Провидение и трагедия сталкивают их вместе, и утро молодые люди встречают в одной постели. Появление Доры на экране каждый раз носит меланхоличный и немного артхаусный оттенок. Кадры с ее временами обнаженным телом словно отмеряют очередной день, проведенный Тареком в псевдо-тюрьме. Но, помимо эстетического значения, девушке предстоит сыграть немаловажную роль в освобождении заключенных.

Эксперимент

С каждым днем владельцы резиновых дубинок входят во вкус. Им уже не требуется акт неповиновения в качестве провокации. Хотя номер 77 по-прежнему ведет себя вызывающе и вступает в открытую конфронтацию с лидером охранников Берусом. Чем ему это грозит? Бритьем головы наголо, струей мочи в лицо и, конечно же, избиением. Запрет на насилие нарушен. Но. Эксперимент продолжается. Профессор настолько увлечен игрой, что закрывает глаза на многие вещи и отказывается верить в серьезные последствия. Фанатик, одним словом. Голос разума звучит лишь из уст ассистентки, но уже слишком поздно. Все зашло непозволительно далеко. Примечательно, что заключенные каждый раз напоминают себе, что это всего лишь эксперимент, что ему придет конец. Нужно только продержаться эти проклятые двенадцать дней. Охранники, напротив, воспринимают свою роль всерьез и находят все новые и новые оправдания лютой жестокости. Под влиянием Беруса некоторые дают волю своим демонам, и эксперимент превращается, по сути, в преступление.

Не ждите от фильма моря крови. Будет лужа – густая и бордовая, накапавшая из сломанного носа одного из заключенных. Весь ужас фильма в психологизме, унижении и безысходности. Что вы сделаете, если на просьбу о выходе из добровольного эксперимента вам откажут? Что? Сойдете с ума, наверно. Уже на пятый день один из заключенных обоссался ночью от эмоционального потрясения. И это взрослый мужик. Такие в резюме, в графе "личные качества" обычно пишут «стрессоустойчивый». А тут обоссался. Кровь и трупы, впрочем, будут лишь в финале. В Стэнфорде в свое время обошлось без жертв, хотя и там эксперимент вместо запланированных двенадцати дней продолжался всего шесть. В фильме же «под гребенку» попадут не только заключенные.

Эксперимент

Как часто это бывает, успешный европейский фильм переснял Голливуд. В 2010 году в Штатах вышел фильм с одноименным названием с Эдрианом Броуди в главной роли. Картина является ремейком. А совсем недавно, в 2015-м, в ограниченный прокат вышел фильм «Тюремный эксперимент в Стэнфорде», так же освещающий события 1971 года.

Остается только гадать, насколько ценным оказался эксперимент господина Зимбарде, и сколько времени ушло у участников действа, чтобы адаптироваться после 6 дней безумия. По результатам работы американский психолог в 2007 году издал книгу «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев».

Возвращаясь к немецкому фильму, хочется сказать, что картина удалась, во всех смыслах. У людей с обостренным чувством справедливости она вообще вызовет бурю эмоций. Вы непременно ощутите, как вместе с нарастающим произволом в экспериментальной тюрьме увеличивается частота вашего пульса. А это верный показатель, что триллер удался.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)