DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Армия мертворожденных наступает

Откровение / The Revelation (роман)

Автор: Бентли Литтл

Жанр: мистика, ужасы, боевик

Издательство: АСТ

Серия: Темный город

Год издания: 2002 (в оригинале — 1990)

Перевод: С. Бавин

Похожие произведения:

Роман «Откровение» Бентли Литтла был дебютной работой писателя и сразу снискал ему всеобщее уважение. Книга вышла в 1990 году и на следующий же год получила престижную премию Брэма Стокера, была отмечена рецензией Стивена Кинга и других мастеров жанра. С тех пор из-под пера Литтла вышел десяток крепких романов. Часть из них стала основой для кинофильмов, но до сих пор у большинства почитателей таланта Литтла его имя ассоциируется именно с историей города Рэндолла, получившей название «Откровение».

В своем романе Литтл воплощает классический принцип хоррора: «Нет страшнее мест, чем американская глухая провинция». Именно в небольшом городке зло поднимает голову и обрушивается со всей своей мощью на жителей, которые выглядят невинными.

Но так ли уж простодушны и безобидны эти люди? Читатель поймет это не сразу, не из первых глав романа, а потому успеет проникнуться чувством тревоги и испытать сочувствие к простым обитателям городка.

В сравнительно небольшом объеме текста Литтл помещает нескольких разноплановых персонажей, каждый из которых проявит особенности характера и примет удар судьбы по-своему. Перед читателем предстают слабый с виду интеллигент и беременная женщина, отважный шериф и странный колдун. Каждый из них реализует собственный план спасения, но только все вместе они представляют единую силу, способную противостоять дьявольской армии.

Дьявольская армия приходит в Рэндолл не впервые, но в этот раз она неимоверно сильна, и отчасти в ее мощи виноваты сами жители города, ведь она состоит сплошь из нерожденных младенцев. Невероятно уродливые, злобные и хитрые твари расправляются с неготовыми к нашествию людьми, и число этих тварей постоянно растет.

Сначала преступления кажутся случайностью: осквернен дом священника, погибло стадо коз. Затем тревожные истории происходят с жительницами Рэндолла, которые теряют младенцев. Когда у старухи из приюта рождается уродливое дитя, то даже самые скептически настроенные герои начинают понимать, что за всеми происходящими событиями стоит могучая сила.

Она способна уничтожить на своем пути все живое, потому что мертвое мертво и обычные способы борьбы тут бездейственны. Нет ни одного жителя, который мог бы чувствовать себя в безопасности, и никто не верит появившемуся в городке возмутителю спокойствия — священнику брату Элиасу.

Читатели проведут немало напряженных минут, следя за сюжетными перипетиями. Философские и богословские споры, которыми перемежается драматическое повествование, не отвлекают от саспенса, а добавляют глубины тексту и оставляют ощущение, что автор и сам верит в правдивость созданного им ужасного мира.

Вечное христианское противостояние Добра и Зла у Рэндолла получает уже известную читателям трактовку: обе враждующие силы берут начало в человеческой натуре. Главная борьба идет за души людей и за крепость их веры, а порождения Тьмы мстят за прошлое.

Остается неизвестным, придумал ли автор местные легенды и страшные ритуалы избавления от умерщвленных младенцев, но описаны они невероятно достоверно. Создается ощущение, что Бентли Литтл провел немало часов за изучением архивов, чтобы воссоздать атмосферу нетипичного тайного кладбища в лесу, церемоний древнего колдовства и черной магии. А может, антураж рожден буйной фантазией автора. В любом случае любители хоррора останутся довольны и омерзительными сценами сражений в мирном городе, и решающей битвой, которая была подготовлена немногочисленной кучкой храбрецов, выступивших против мертвой орды младенцев.

Роман Бентли Литтла не открывает новой страницы жанра. Он всецело следует традиционным представлениям о том, как нежить стремится завоевать мир и как слабые люди противостоят вселенскому злу. Идея не уникальна, да и сам текст содержит ряд смысловых штампов: необычный священник со своей трактовкой Священного Писания и грядущего Апокалипсиса, невинные жертвы, храбрый шериф, уютный тихий городок со скелетами в шкафах его жителей. Однако «Откровение» написано лаконичным и понятным языком. Темпоритм весьма бодрый, скучать читателю не придется. Отдельные сцены исполнены с излишним натурализмом. Образы героев и их врагов выглядят убедительно, сцены боя завораживают, и в целом роман представляет собой яркий образец хоррора.

Бентли Литтл подкидывает идею для мысленной полемики с героями романа. Читателям предстоит решить, насколько армия убиенных младенцев была вправе мстить людям за свое нерождение. Подумать над актуальностью христианских догматов. А некоторые парадоксальные заявления из уст брата Элиаса могут вызвать аплодисменты читателей. Например, стали бы мы поклоняться ножу, если бы Христа не распяли, а зарезали? Или мысль о справедливости того, что сначала церкви, как храмы душ, должны будут претерпеть осквернение, а затем и дома людей, как храмы тел, ибо церковь ответственна за все. Или о том, что война Добра и Зла никогда не кончится, как бы ни старались условные армии, так как в самом противостоянии и содержится равновесие мира…

В силу этого название романа таит в себе несколько смыслов. Это и самостоятельное развитие идей «Откровения Иоанна Богослова», и честное признание греховности человеческой природы, которая таится в каждом — от младенца до священника.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)